Юбилей восточного ренессанса

В 1903 году, после четырех лет строительства, на ул. Алеутской, 12 во Владивостоке распахнул двери Русско-Азиатский банк, центральное правление которого размещалось в Петербурге.

6 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1457 от 6 нояб. 2003

В 1903 году, после четырех лет строительства,  на ул. Алеутской, 12 во Владивостоке распахнул двери Русско-Азиатский банк,  центральное правление которого размещалось в Петербурге.

Автор проекта архитектор А. Базилевский при сооружении нового объекта, который безусловно украсил город, использовал мотивы ренессанса. Надо сказать, что подобная стилизация была характерна для многих банковских зданий постройки конца ХIХ века. Через  формы ренессансного «палаццо» - дворца-крепости – архитекторы того времени стремились выразить идею надежности, стабильности банка как места хранения капиталов.

В этом же году на ул. Светланской, 12 Русско-Азиатский банк построил еще одно прекрасное здание, где разместилась его золотосплавочная лаборатория (архитектор Гольденштедт).

Сто лет назад Светланскую украсило еще одно здание под номером 72, которое так и хочется назвать  дворцом в миниатюре (архитектор И. Зеешрандт). В его архитектурно-художественном решении удачно сочетаются мотивы и классицизма и ренессанса: вход акцентирован куполом и небольшим ризалитом, увенчанным балюстрадой. С небольшой треугольной площадью типа «курдоньер». В нем почти 20 лет, до 1922 года, размещалось управление Владивостокского военно-морского порта.

В 1933 году сдан в эксплуатацию Дворец культуры железнодорожников – одно из первых культурно-просветительских зданий, построенных во Владивостоке после установления Советской власти.

При его постройке за основу был взят типовой проект рабочего Дворца культуры на 1200 мест, разработанный известными советскими архитекторами П. Голосовым, В. Кокориным, Н. Колли.

Привязку к местности и руководство строительством осуществлял инженер П. Николаев.

По очертаниям в плане здание напоминает самолет (по другим представлениям – серп и молот) – это отражение архитектурных новаторских поисков того времени. Дворец до сегодняшнего дня  не утратил своего культурно-просветительского звучания, что очень непросто в наше время: здесь действует множество кружков, а также есть прекрасная библиотека.