Симптомы понимания
«Круглый стол» «В»: возможна ли поддержка Владивостока средствами краевого бюджета?
Как уже сообщалось, в редакции газеты «Владивосток» состоялся «круглый стол» на тему «Возможна ли поддержка Владивостока средствами краевого бюджета?». Его участниками стали депутаты Законодательного собрания Приморского края, депутаты думы Владивостока, представители городской администрации и СМИ.
Ведущий форума:
- Дамы и господа, сегодня мы собрались, чтобы обсудить самую актуальную на сегодняшний день проблему Владивостока – дотирование муниципального образования как полновесного субъекта бюджетного процесса. Впереди нас ожидает ноябрьская сессия Законодательного собрания, где краевой бюджет будет рассматриваться в третьем чтении. Основная претензия администрации и думы города заключается в том, что краевые депутаты и чиновники выделяют Владивостоку из «общей корзины» недостаточно средств для функционирования социальной сферы. Возможно, решение проблемы заключается в политическом векторе: всем известно, что в крае не все так просто с взаимопониманием во всех ветвях власти. Есть и второй, экономический вариант решения проблемы – очевидно, он заключается в скорейшем принятии закона о межбюджетных отношениях в Приморском крае. А быть может, всем апеллирующим друг к другу сторонам не хватает какого-то общественного договора или, проще говоря, компромисса.
Итак, каковы основные претензии депутатов думы Владивостока к тем, кто непосредственно определяет и утверждает параметры краевого бюджета?
Александр Гаврилов, депутат городской думы:
- Прежде хотел бы отметить, что сам факт созыва такого «круглого стола» означает, что мы впервые отмечаем взаимопонимание. Есть оно у нас и с комитетом по бюджету ЗС, предоставили городским депутатам слово и на последней сессии, когда проходило второе чтение краевого бюджета. И вообще мы считаем, что диалог не закончен.
А в чем, собственно, проблема? Речь идет о полномочиях. Например, мы не можем закрыть наши бюджетные обязательства на сумму 364 миллиона рублей. Вернее, закрыли бы, если бы не «выпали» городские налоги бюджета-2003. А это 577 миллионов. На наш взгляд, те же 364 миллиона как минимум краевая администрация и Законодательное собрание должны были помочь компенсировать определенной суммой дотаций. Это первая просьба. Вторая просьба – существует схема, когда государственные органы, в данном случае краевые власти, передают Владивостоку исполнение государственных полномочий. В первую очередь это компенсации по федеральному закону «О ветеранах» - дотирование коммунальных платежей, бесплатный проезд на транспорте, льготы по пользованию телефоном и ряд других.
Так вот, на все это Владивостоку требуется в 2004 году 1 миллиард 75 миллионов рублей. При этом мы получаем лишь 665 миллионов. Неустойка равна 392 миллионам. Поэтому наши первоначальные расчеты с общим городским бюджетом в 4,2 млрд. рублей урезаны до 3,5. Давайте подумаем, как эту проблему решить.
Галина Медведева, депутат городской думы:
- Проблема в том, что из года в год отмечается устойчивая тенденция уменьшения доходов городского бюджета. Полагаю, что должен быть восстановлен принцип справедливости. Владивосток – одно из немногих муниципальных образований края, являющийся донором краевого бюджета. Не хватает нам и официальных столичных функций. Кроме того, мы не раз обращались к главе администрации города: когда же думе будет представлен для изучения реальный проект бюджета на 2004 год? До сих пор не дождались.
(Кроме того, в работе «круглого стола» принимали участие депутаты гордумы Игорь Чемерис, Валерий Королюк, Дмитрий Новиков, Евгений Коровин. – Прим. ред.).
Николай Морозов, депутат Законодательного собрания Приморского края:
- Галина Александровна, я считаю, что причина обделенности Владивостока – исключительно в простое городской думы. Представительный орган не может собраться в течение нескольких месяцев. Между тем группа депутатов, представляющих город, - Липаев, Привалов, Передня и я внесли пять поправок, которые напрямую касались городского бюджета. Они были согласованы и с вами, депутатами городской думы. В первую очередь это касалось фонда поддержки муниципальных образований. Шла речь, в частности, о распределении подоходного налога - большая его часть должна оставаться на месте, а не распределяться, как сейчас, в пропорции 50 на 50. Понятно, что это в первую очередь было лоббирование интересов Владивостока, а не остального края. Но при этом очень сложно убеждать коллег в необходимости продвижения городских поправок, если каждый знает, что бюджет города непрозрачен.
Именно городской представительный орган обязан определить: через какую структуру будут проходить финансовые потоки – посредством местного ли «карманного» казначейства, краевого ли, федерального…... Иначе у любого избирателя возникнут подозрения, и вполне обоснованные, что деньги городского бюджета расходуются не по назначению.
Но о чем мы можем говорить, если даже своего помещения у депутатов в данный момент нет! Извините, но сегодня вы выступаете как представители общественности, хотя и с корочками депутатов. Поэтому призываю вас к выработке четких властных решений. Как только будет наведен порядок, когда будет видно, куда конкретно расходуются деньги, когда вами будет принято положение о бюджетном процессе, только тогда можно будет действительно говорить о том, что Владивосток в чем-то обделен.
Вот вы говорите о необходимости столичного статуса для краевого центра. Да, такое предложение, которое несет с собой значительное прибавление бюджета города, внес недавно депутат Привалов. При наличии полноценного представительного органа «продавить» данную инициативу на краевом уровне было бы несложно (в данный момент Владивосток де-юре имеет всего лишь статус административного центра края, лишаясь таким образом представительских «бонусов» из бюджета. – Прим. авт.). Я намекаю на то, что гордума должна быть мощным органом, работающим в формате жесткого лобби в том числе в кулуарах парламентского большинства ЗС.
Что касается Законодательного собрания, думаю, что в этом направлении также будут приняты некоторые меры. В целом отношения в городе и крае должны быть не межличностными, а межбюджетными. Хотелось бы, чтобы методика расчетности бюджета удовлетворила бы все стороны и была принята, как и налоговые законы, на несколько лет. Должен быть принят и закон о бюджетно-ведомственной классификации.
Александр Гаврилов:
- У нас уже готов документ о бюджетном процессе в городе Владивостоке, где в том числе обобщен и опыт многих городов России. Однако документ до сих пор изучают в городской администрации. И вообще - все готово, а кворума на думе нет. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь ко всем коллегам - городским депутатам, которые не могут собраться и стартовать: придите на декабрьское заседание думы и давайте начнем работать!
Галина Медведева:
- Николай Александрович, как бы мы ни лоббировали свои интересы еще начиная с первого созыва гордумы - результат тот же. Важнейший вопрос – о создании комиссии по муниципальному финансовому контролю мы решим – время для этого есть. Другое дело, что без мощной «спайки» с вами, депутатами Законодательного собрания, и не только присутствующими здесь, эффективно работать гордума не сможет…
Лилия Черкашина, начальник бюджетного отдела администрации города Владивостока:
- Мы не только пытаемся защитить интересы Владивостока – в других муниципальных образованиях схожая ситуация. И так остро, как сейчас, вопрос бы не стоял, если бы край компенсировал нам «выпадающие» доходы. А проект городского бюджета мы не представили в думу, так как еще не принят краевой бюджет. Мы не можем без этого рассчитать все субвенции и дотации.
Сергей Сопчук, председатель Законодательного собрания Приморского края:
- Хотел бы обратиться к вам со словами «дорогие друзья», потому что я считаю, что мы с вами защищаем одни и те же интересы. Ситуация, складывающаяся в думе Владивостока, подвластна вам, и вы с ней справитесь. Немного обидно, что процесс затянулся. Вместе с тем могу сказать, что изначально Законодательное собрание Приморского края третьего созыва работает на то, чтобы выстроить очень четкие отношения с представительными органами власти на территории всего края. И с думой города Владивостока у нас выстраиваются очень хорошие отношения.
Межбюджетные отношения сегодня - одна из острейших проблем нашего государства. Изначально определимся, что депутаты Законодательного собрания представляют интересы жителей всего края. Третья часть населения проживает во Владивостоке – тоже безусловный факт. И мы гордимся, что у нас есть такой город. По своему географическому положению, архитектуре это один из лучших городов страны.
Говорить о бюджете необходимо только с цифрами, иначе есть опасность перейти на эмоции. Хочу сказать, что мы по-разному с вами считаем, например, то, что касается бюджетной обеспеченности. Существует большая разница между консолидированным бюджетом Приморского края и краевым бюджетом. Бюджет Приморского края берет на себя ряд полномочий – платежи для неработающего населения, оплату милиции общественной безопасности, а на следующий год в таких расходах будут числиться образование и ряд других. Поэтому сравнивать бюджетную обеспеченность города и краевого бюджета, как это часто происходит в последнее время, – некорректно. Это разные вещи.
Очень важный момент заключается еще и в том, что местные межбюджетные отношения во многом напрямую зависят от Москвы, от уровня федерации. Мы не имеем физической возможности закрепить некоторые налоги на местах. Опять же и о полномочиях правильно поднимаете вопрос. Тоже проблема российского уровня. На встрече законодателей РФ обсуждался проект закона о местном самоуправлении. Выступал президент, назвал цифры. Чтобы выполнить все законы РФ, необходимо 6 триллионов рублей, а реально бюджет Российской Федерации – 3,5 триллиона. Таким образом, нашими законами уже априори заложен дефицит. Далее. Не субъект федерации передает выполнение полномочий в МО, это делает автоматически Российская Федерация. Субъект лишь распределяет по муниципальным образованиям.
За счет краевого бюджета мы, конечно, сможем выделить эти деньги на выполнение федеральных льгот, но это уже будет расцениваться как добрая воля. И такое случается: допустим, в прошлом году федерация предоставила сначала одни цифры на обеспечение закона краевого закона об инвалидах, а позже по факту пришли другие – урезающие транспортные перевозки и те же лекарства. Но не могли мы пойти на то, чтобы снизить, хотя и не по своей вине, ставки на обеспечение данного закона. Поэтому 18 миллионов было выделено дополнительно. Повторюсь - полномочия не в полном объеме изначально закладываются Госдумой при принятии федерального бюджета.
Далее. Действительно, фонд финансовой поддержки МО на следующий год будет уменьшен на 400 миллионов рублей. Но при этом не забывайте, что только по статье «образование» край дополнительно взял на себя 1 миллиард рублей городских полномочий. Есть и еще одна цифра - 2 миллиарда рублей. Это то, что отдает краевой бюджет городу Владивостоку косвенно, в виде опосредованных расчетов. Сюда входит и финансирование спортивных сооружений, краевых медицинских и культурных учреждений и т.д. Убежден, что необходимы изменения и в краевом законе о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Как воздух нужна прозрачность доходов и расходов городского финансового документа. Но сегодня мы, к сожалению, не можем похвастаться даже прозрачностью краевого бюджета.
Что касается зависимости городского бюджета от принятия краевого – это не аргумент: федеральный бюджет тоже еще не принят, но мы же работаем!
Ведущий форума:
- Итак, настало время подвести итоги нашего «круглого стола». Понятно, что одной такой встречей всех вопросов не решить. И все же хотелось бы услышать лаконичный итог диалога – что тормозит бюджетный процесс во Владивостоке?
Сергей Сопчук:
- Скажу кратко: депутатам городской думы нужно наконец собраться и избрать председателя. Набраться мужества, чтобы пойти навстречу друг другу. У народных избранников должно появиться моральное удовлетворение от своей работы. А пока что, к сожалению, ситуация на руку местной исполнительной власти. Правильно сказано: любая конкуренция заставляет прогрессировать и не расслабляться. Поэтому администрации города необходим естественный конкурент в лице представительного органа.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»