Дмитрий Коган: «Я такой, как все...», или Соло для скрипки без оркестра

На прошлой неделе в Пушкинском звучали уникальные «24 каприччо» Никколо Паганини в исполнении Дмитрия Когана. Российского скрипача сравнивают с самим легендарным итальянцем, который прославился тем, что сочинил и исполнил каприччо, прозванные в музыкальном мире дьявольскими. Изданные в Милане в 1820-м, они практически сразу были признаны в музыкальном мире неисполнимыми. Коган - четвертый в мире скрипач, который играет все 24 каприччо.

4 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1455 от 4 нояб. 2003

На прошлой неделе в Пушкинском звучали уникальные «24 каприччо» Никколо Паганини в исполнении Дмитрия Когана. Российского скрипача сравнивают с самим легендарным итальянцем, который прославился тем, что сочинил и исполнил каприччо, прозванные в музыкальном мире дьявольскими. Изданные в Милане в 1820-м, они практически сразу были признаны в музыкальном мире неисполнимыми. Коган - четвертый в мире скрипач, который играет все 24 каприччо.

- Дмитрий, вы приезжали во Владивосток в прошлом году, вы здесь сегодня, и отсюда сразу во Францию и Израиль...  Как глубинка вписывается в блестящий график зарубежных гастролей? Залы маленькие, публика менее требовательная...

- Прекрасно вписывается. Провинциальный слушатель едва ли отличается от столичного. Может быть, он менее искушен. Но я не думаю, что есть смысл принципиально делить аудиторию на провинциальную и столичную. Во всяком случае, я этого не делаю. Контакт со слушателем важен в любой точке мира. Я не люблю рафинированность.

- Вы представитель блестящей музыкальной династии, что это означает для вас? Вас сравнивают с отцом, дедом?

- По большому счету сравнения ничего не значат, хотя, конечно, сравнивают. Но все мы разные, отличаемся так, как отличен один человек от другого не только в музыкальном смысле, но и внутренне.

- Вы взяли скрипку в руки под влиянием родителей? Они были вашими первыми учителями?

- Да, родители влияли. К сожалению, дед умер, когда мне не было и четырех лет, в электричке, скоропостижно, от разрыва сердца, держа скрипку в руках, когда ехал на гастроли в Ярославль (к слову, о провинции). Ему было 57 лет, он был в замечательной форме, в расцвете сил, таланта, мировой славы. Он тоже не делил публику на провинциальную и столичную. Музыка была его жизнью... Так и должно быть. Из своего жизненного опыта (пусть и не очень большого) я понял, что звездная болезнь по большому счету присуща лишь тем, кто на самом деле звездой не является. Высокие запросы - это такой специфический антураж, который формирует лишь внешний имидж в глазах публики. Самодостаточный человек не будет требовать 10-метрового лимузина или 10 человек телохранителей. Зачем? От того, что я хожу без телохранителей и не езжу на лимузине, я не испытываю абсолютно никаких комплексов неполноценности. Я могу себе позволить некую роскошь, если захочу. Но это не имеет ничего общего с музыкой. Слава богу, на меня никто не покушается... Я живу как нормальный человек, без искусственной крутизны.

Что касается учителей, моим главным и, пожалуй, единственно значимым учителем был Игорь Безродный (педагог Московской консерватории. - Прим. авт.), которого, к сожалению, уже нет. С отцом я играю вместе концерты, но не так часто.

- Формально вы лишь в этом году должны окончить Московскую консерваторию, а реально...

- Нет необходимости учиться буквально. Хотя, разумеется, по большому счету хорошо иметь ухо рядом и учитывать замечания. Но сегодня меня учат публика, репертуар, оркестр, ансамблевые партнеры.

- Музыкальная семья, специфический круг общения с самых ранних лет… Вы чувствуете себя особенным?

- Не сказал бы, что я какой-то ненормальный человек. Все было в детстве, и мальчишеские драки, и футбол во дворе. До 11 лет мне и в голову не приходило, что нужно беречь руки. Родители ахали… Вернее, ужасно тревожилась мама, она в основном меня воспитывала, потому что отец все время был на гастролях и почти мной не занимался. Единственный ребенок в семье, будущий скрипач...

- Вы могли бы заниматься чем-то другим? Не скрипкой?

- Мог бы. Чем-то из области гуманитарных наук.

- Сегодня любая концертная деятельность предполагает проект, который надо продвигать. Может ли быть проектом классическая музыка?

- В мире всегда есть количество людей, которое предпочитает классическую музыку, их меньше, чем тех, кто любит попсу. Масс-культура - не искусство, а классика немассова. Это как макдональдс. Их много в городе, и они удовлетворяют чувство голода, но есть элитный ресторан с японцем-поваром. В японской еде надо разбираться и ценить ее. Не всем дано. Проще прожевать бутерброд, запив кока-колой.… К сожалению, чтобы популяризировать классику, нужно образовывать людей. И тут в первую очередь речь идет о музыкантах высокого класса. К сожалению, сегодня много низкокачественных исполнителей, которые отвращают публику от классики. Что касается проектов, которые предполагают раскрутку... Тут несколько иной механизм, чем в попсе. Для того чтобы быть известным и иметь свою публику в классике, надо все-таки что-то собой представлять. В масс-культуре совершенно необязательно.

- То есть участвовать в конкурсах, быть лауреатом…

- Нет, конкурсы сегодня уходят на второй план, это не то, что было раньше. Их расплодилось невероятное множество, соответственно растет число лауреатов, чей уровень трудно определить.

- Тем не менее вы выступили инициатором проведения международного фестиваля имени своего деда в Ярославле...

- У фестиваля другая идея. Это всегда праздник. В год 20-летия со дня смерти деда я счел своим долгом организовать фестиваль его памяти. Там много собралось известных музыкантов… Я был счастлив, это как раз работает на популяризацию классической музыки. Он будет проводиться раз в два года. К сожалению, чаще я не могу этого себе позволить из-за занятости.

- А на обычную жизнь -без скрипки - время остается?

- Конечно. Я люблю водить машину, ходить в рестораны, в кино, играть в разные спортивные игры, проводить с друзьями время. Я не какой-то особенный, я такой, как все…

СПРАВКА «В»

Дмитрий Коган родился в 1978 году в Москве. Его дед выдающийся скрипач ХХ века Леонид Коган, бабушка – известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец - один из наиболее ярких современных дирижеров Павел Коган. Начал учиться игре на скрипке в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С 1998 года - солист Московской государственной академической филармонии. В 10 лет впервые выступил с симфоническим оркестром. Значительную часть гастролей составляют сольные концерты: Дмитрий Коган выступал в лучших концертных залах мира, в том числе Симфоническом зале Бирмингема, зале Национальной оперы Израиля, концертном зале Мюзикферайн (Австрия). В его репертуаре практически все крупные концерты для скрипки с оркестром.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»