Отравленный берег
Позорное пятно на карте Владивостока, головная боль городских властей, горностаевская свалка на днях вышла на новый уровень – не только по высоте мусорных терриконов. Злосчастную судьбу живописной бухты Горностай, чье побережье стало гигантской помойкой, нынче пытаются решать и в Законодательном собрании Приморья, и в краевой администрации.
Позорное пятно на карте Владивостока, головная боль городских властей, горностаевская свалка на днях вышла на новый уровень – не только по высоте мусорных терриконов. Злосчастную судьбу живописной бухты Горностай, чье побережье стало гигантской помойкой, нынче пытаются решать и в Законодательном собрании Приморья, и в краевой администрации.
Как выяснилось на сессии Законодательного собрания, многие депутаты считают необходимым отвести в краевом бюджете особую строку пресловутой владивостокской свалке, выделить средства на очистку этого испохабленного, отравленного берега и оборудование нового полигона для бытовых отходов.
Не обошли вниманием проблему Горностая и на представительном совещании, которое провел намедни в приморской администрации вице-губернатор Сергей Передрий. Сотрудники краевого комитета природных ресурсов и экологии, Дальневосточного отделения Всероссийского НИИ охраны природы, производственники, чей бизнес связан с утилем, детально обсуждали разработанную учеными целевую программу “Отходы”.
Впрочем, реализация этой утвержденной совещанием и рассчитанной до 2010 года программы вряд ли – пока дело дойдет до ее финансирования – начнется раньше, чем года через полтора. Ну а сегодня только полтора процента приморского мусора перерабатывается так, чтобы утиль превращался в деньги. 98,5 процента отходов жизнедеятельности городов и сел попросту сваливают в кучи и горы, подобные горностаевским.
С тем, что разместившаяся на морском берегу с 1967 года владивостокская свалка давно, как говорится, исчерпала все резервы приемки мусора, стала постоянным источником заразы и бельмом на глазу, согласны все, в том числе и городская администрация, время от времени извещающая о “закрытии Горностая” и переносе в другое место так называемого полигона для бытовых отходов. Например, в апреле прошлого года об этом сообщалось как о свершившемся факте.
- На моей памяти речь о переносе городской свалки идет уже лет 15, - сказал вчера корреспонденту “В” директор “Спецавтохозяйства” Николай Мозговой. – Даже возле Суражевки, на артемовской территории Владивосток пробовал “отвоевать” площадку под новый полигон. Те 50 гектаров, которые то и дело упоминаются сейчас, тоже, насколько я знаю, под вопросом, ведь они принадлежат военным, а согласовать землеотвод с Минобороны ох как непросто.
Тем временем жители краевого центра ежедневно избавляются от трех тысяч кубометров отходов, часть которых идет на мусоросжигательный завод, а больше половины – на Горностай. Обслуживает свалку по договору с администрацией Владивостока “Спецавтохозяйство”, чьи машины возят мусор, а трактора и бульдозеры разравнивают, “трамбуют” терриконы.
Что касается неоднократно помянутого на краевом совещании по отходам “рециклинга”, то бишь сортировки и переработки мусора с целью получения выручки, то этим нынче занимается у нас в основном специфическая группа людей. По самым скромным подсчетам, вокруг городской свалки кормится с полтысячи бомжей и жителей поселков, что возле бухт Горностай и Щитовая.
Кто-то собирает и реализует стеклотару, кто-то металлолом, а кто-то – вывезенные сюда со складов, из магазинов продукты с истекшим сроком годности. Потом эти слегка протертые тряпкой пластмассовые и стеклянные баночки-бутылочки с мягким маслом, майонезом, кетчупом можно увидеть продающимися с лотков на рынках от Луговой до Спортивной.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»