Черные слезы шахты «Центральная»
В субботу, 1 ноября, Партизанск прощался с шестью погибшими на шахте «Центральная» горняками. День траура, объявленный по городу, выдался на удивление погожим. Было солнечно и тихо.
В субботу, 1 ноября, Партизанск прощался с шестью погибшими на шахте «Центральная» горняками. День траура, объявленный по городу, выдался на удивление погожим. Было солнечно и тихо.
Предположения, что проводы пройдут централизованно, не оправдались. И это правильно. Время братских могил кануло в советскую Лету. Распорядитель похорон объяснил нескольким сотням горожан, собравшимся у шахты «Центральная», кому куда ехать. «Провожающие Александра Третьякова, - объявил организатор по громкоговорителю, - садятся в автобус «ДЭУ»…
Силу взрыва, погубившего шестерых шахтеров, определит комиссия. Сделать это, как нам объяснили на шахте, будет очень сложно. Один из проходчиков рассказал, что был в трехстах метрах от эпицентра. Горняка взрывной волной понесло по штреку – «закрутило». Сейчас он проходит курс лечения в больнице. Сознания шахтер не терял, на поверхность выбрался без помощи спасателей.
Взрыв на шахте, случившийся 29 октября, был судьбоносным как для родственников погибших шахтеров (шестеро детей лишились отцов), так и для всего города. Существует большая вероятность, что закроется последняя шахта Партизанска и останутся без работы более 500 местных жителей. В этом случае город лишится одного из последних своих кормильцев. В качестве градообразующих предприятий здесь останутся только Партизанская ГРЭС и швейная фабрика «Корос».
Самым расхожим мнением по поводу закрытия «Центральной», как нам удалось выяснить на месте события, является такое: если появится альтернатива с новыми рабочими местами, то закрывать надо.
Проходчик шахты Александр К. рассказывает, что получал в месяц три, максимум – пять тысяч рублей. Месячный заработок не покрывал даже затрат на отопление дома – на тот самый добываемый шахтером, очень качественный, но дорогой партизанский уголь. Работники «Центральной» не могли себе позволить взять на смену нехитрый горняцкий «тормозок»...
В 2001 году одна из местных газет по этому поводу (ликвидация угледобывающих предприятий в Партизанске) откликнулась заметкой с характерным заголовком: «Закрытие шахт пойдет на благо городу». В материале говорилось, что средства государственной поддержки угольной отрасли от ликвидируемых шахт передаются органам местного самоуправления. Докладывалось, что федеральные деньги пойдут на реструктуризацию и замену объектов пострадавшей социальной инфраструктуры, на снос ветхого жилья и приобретение нового; что финансовые поступления будут направлены на счета администрации города Партизанска. Газета информировала, что муниципальному образованию будут переданы 12 социальных объектов стоимостью 95 миллионов 971 тысяча рублей и будут переселены с опасных мест 314 семей. Сообщалось также о беспокойстве мэрии по поводу потенциальной затяжки сроков реализации этой социальной программы.
Основными причинами «ликвидационного» постановления назывались нерентабельность партизанских шахт и опасные условия производства. Народ был против, «Центральную» сохранили. Сейчас можно говорить о прозорливости властного решения.
Закроется ли «Центральная»? Вот что думает по этому поводу мэр Партизанска Виталий Старенченко:
- Вопрос о закрытии шахты не ставится ребром. Вердикт вынесет работающая сейчас специальная комиссия. Но ликвидировать шахту – это не просто закрыть какие-то двери. На ликвидацию потребуются время и соответствующий проект. Должны быть предусмотрены все последствия.
Я бы не сказал, что залогом катастрофы были какие-то техногенные угрозы. На мой взгляд, имели место нарушения правил безопасности и роковое стечение обстоятельств.
Виталий Старенченко рассказал, что в город пришла пока третья часть выделяемых по линии Минтопэнерго «ликвидационных» средств. На эти деньги удалось переселить с опасных мест более 100 семей. В частности, была полностью переселена находившаяся под угрозой провала улица Дунайская. Перспектива вынужденного исхода висит еще над тремястами семьями города Партизанска.
Вокруг катастрофы ходят разные слухи. В частности, говорят, что специалисты, которые должны были проверить уровень газа в забое, в этот злополучный день не спускались в шахту. Все акценты должна расставить комиссия.
Пока же известно, что в помощь семьям, потерявшим кормильцев, краевая администрация перечислила 600 тысяч рублей (по 100 тысяч - на каждую). По 20 тысяч выделяет Партизанск. Непременно поучаствует предприятие.
В первую очередь всех волнует судьба осиротевших детей. У погибшего мастера-взрывника Андрея Конопелько осталось двое детей. Он был вдовцом. У умершего в больнице проходчика Александра Третьякова осталось трое пацанов. По словам Виталия Старенченко, при участии депутатов Госдумы сейчас изыскивается возможность определить мальчиков в суворовское училище. Со своей стороны, городская администрация тоже примет посильное участие.
Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток»