Товарищ Саа… ах, какой человек!

Как и обещал Лоцман, сегодняшний обзор - второй из серии мемуарной - "артистической", если можно так выразиться - литературы…

31 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1454 от 31 окт. 2003

Владимир Этуш. "И я там был". Серия "Актеры современности". Издательство "ОЛМА-ПРЕСС"

Как и обещал Лоцман, сегодняшний обзор - второй из серии мемуарной - "артистической", если можно так выразиться - литературы…

Владимир Этуш - фигура в российском искусстве знаковая, если не сказать - легендарная. Он стал артистом еще до войны, прошел фронт, вернулся в театр имени Вахтангова, которому верен уже много-много лет… А его роли в кино - это же целая эпоха!..

Естественно было предполагать, что жизненные воспоминания личности такого уровня будут не просто интересными, а очень интересными… И книга не обманула ожиданий Лоцмана!

Чем опасны классические мемуары? Перенаселенностью, стремлением некоторых авторов вспомнить всех-всех, с кем сталкивала судьба, никого не обидеть. О, эта классическая фраза: "А еще я был знаком с N… Кстати, этот N…" - и повествование благополучно уходит в сторону, а читатель через три страницы от начала начинает путаться в персоналиях и даже забывать - чьи собственно мемуары он держит в руках?

Владимиру Этушу удалось благополучно избежать "искушения знакомыми". Его книга, выполненная в стиле классической мемуарной литературы, написана от детства к юности и дню сегодняшнему, и постепенно, бережно, вплетаются в общую нить повествования такие небольшие, неприметные, на первый взгляд, детали, от которых - вдруг, когда начинаешь понимать, - захватывает дух…

"..я не пропускал ни одного выступления Ираклия Луарсабовича Андроникова, который выступал не только как литературовед, но и как удивительно сочный и выразительный рассказчик со своими знаменитыми устными рассказами, в которых было очень много национального колорита. Он был грузином. А что такое первый импульс у художника? Увидеть и воспроизвести. Я старался воспроизвести акцент Андроникова, и много позже, был вознагражден за это. После этого я воевал, общался с людьми Кавказа… в итоге выработал в себе способность имитировать кавказский акцент, различая грузинский, армянский, азербайджанский… Уже снявшись в фильме "Кавказская пленница", возвращался я как-то… а в соседнем купе ехал Ираклий Луарсабович… он сделал мне комплимент, сказав, что я акцент воспроизвожу очень натурально. А я ему в ответ: "Начало положили Вы… До войны я ездил за Вами следом по всем Домам интеллигенции, где Вы выступали. А потом имитировал Вас". Он был удивлен и польщен".

Ираклий Андроников, Наталья Варлей, Леонид Гайдай, Рубен Симонов, Михаил Ромм, Людмила Чурсина, Юрий Никулин, Василий Сталин… самые разные люди и уголки мира приходят в ваш дом со страниц этой книги, читатель. Приоткрывает автор и подробности некоторых своих киноработ - например, одна из самых занимательных глав посвящена прототипу товарища Саахова - "ах, какого жениха!" А самое "взрывоопасное" - личную жизнь - Владимир Абрамович описывает с большим внутренним тактом… Вы хотите знать, сколько на самом деле лету Владимиру Этушу, читатель? Тогда - книгу в руки!

Автор: Ваш Книжный Лоцман