Культура – да, религия – нет…
Татьяна ГВОЗДАРЕВА, руководитель лаборатории основ православной культуры Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования: В этом году в октябре впервые в нашем институте группа педагогов из разных школ края прошли курс по основам православной культуры. Это те специалисты, которые сами хотят предложить новый предмет ребятам. Причем среди них не только учителя истории, литературы, мировой художественной культуры, но и биологи, химики, преподаватели других предметов. Хорошо, что директора пошли им навстречу, хотя в ряде случаев педагогам либо не сообщили о наших курсах (эдакое умолчание), либо даже не отпустили, мотивируя тем, что «нет такого предмета»…
Татьяна ГВОЗДАРЕВА, руководитель лаборатории основ православной культуры Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования:
- В этом году в октябре впервые в нашем институте группа педагогов из разных школ края прошли курс по основам православной культуры. Это те специалисты, которые сами хотят предложить новый предмет ребятам. Причем среди них не только учителя истории, литературы, мировой художественной культуры, но и биологи, химики, преподаватели других предметов. Хорошо, что директора пошли им навстречу, хотя в ряде случаев педагогам либо не сообщили о наших курсах (эдакое умолчание), либо даже не отпустили, мотивируя тем, что «нет такого предмета»…
Мне жаль, что до сих пор есть люди, которые воспринимают курс основ православной культуры с непониманием. А ведь без них невозможно ни преподавать, ни понимать русскую литературу.
Кроме того, если взять предмет «мировая художественная культура», вольно или невольно учитель соприкасается с духовной музыкой, иконой, живописью, образы которой навеяны библейскими сюжетами или национальными православными традициями…
И нет в новом предмете никакой цели преподавать закон божий! Никаких молитв, никаких ритуалов! Зато есть хороший повод обратиться к вечным темам, поговорить с детьми о красоте, добре и любви…
В конце концов можно даже не вводить специальный предмет, не бороться со школьным коллективом, настаивая на факультативе, а лишь обогатить свои уроки новыми деталями.
Мне кажется, противниками нового курса остаются лишь те, кто не видел новых, поистине замечательных учебников, изданных для школы.
Вот лишь несколько тем и разработок уроков. «Что мы знаем о православной религии. Истоки, появление первых христиан на Руси, крещение Руси». «Библейские сюжеты». «Для чего строили храмы, откуда взят образ храма, зодчество на Руси». «Религиозное искусство: иконопись на Руси». «Чудотворная Владимирская икона, Казанская икона»… «Жития Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского»… Где тут религия?
Или вот прекрасный учебно-методический комплекс для младших классов, автор – Л. Л. Шевченко. На уроке звучит музыка, представлена живопись… Например, тема: Рождество, Святки. Дети рассматривают картину Сурикова «Взятие снежного городка», звучит Чайковский, «Времена года». И все это тоже православная культура!
И совсем другое, настороженное отношение у меня к приказу о том, что в школе, пусть и вне программы, можно преподавать религию. Нужно сильно подумать, прежде чем пускать кого-то из этих организаций в школу. Среди них много деструктивных, которые официально зарегистрированы.
Вся надежда на учителей и руководителей департамента образования. Пока они настолько осторожны, что даже основы православной культуры пускают неохотно, а уж религиозные организации тем более. В такой ситуации осторожность и недоверчивость могут сослужить хорошую службу.
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»