Центнер каши для артиста

Теплый летний день на берегу Финского залива… Жаркое солнце… Белые дюны… Нежное море… Высокие стройные сосны, меж которых… весело гуляют слоны. Вот и публика в первую секунду подумала: мираж. А это вышли на прогулку четвероногие артисты знаменитого аттракциона династии Корниловых “На слонах вокруг света”.

31 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1454 от 31 окт. 2003

Теплый летний день на берегу Финского залива… Жаркое солнце… Белые дюны… Нежное море… Высокие стройные сосны, меж которых… весело гуляют слоны. Вот и публика в первую секунду подумала: мираж. А это вышли на прогулку четвероногие артисты знаменитого аттракциона династии Корниловых “На слонах вокруг света”.

- Думаю, этот день гуляющая публика запомнила надолго, - смеется 22-летний Андрей Корнилов – представитель четвертого поколения династии знаменитых дрессировщиков (кстати, 22 ноября 1903 года – династии 100 лет!). – Слоны тоже были в восторге – купались, загорали, валялись на берегу, делали себе скраб, ели ветки сосен… Мы с мамой (во Владивосток Андрей приехал вместе с мамой, народной артисткой России Таисией Корниловой) пользуемся любой возможностью вывезти наших артисток на природу… Они это обожают. И охотно кокетничают со случайными прохожими, даже наглеют немножко – могут выпрашивать вкусненькое…

У Корниловых в аттракционе – только слонихи. Эксперименты по использованию разнополых животных показали: в определенный момент половой инстинкт затмевает все, и животное может стать неуправляемым. Так что на арену Владивостокского цирка выйдут три дамы-“индианки” – Ранга, Индра и Чита.

Каждая из них, рассказал Андрей, яркая индивидуальность. Ранга - вожак этого мини-стада, ей 50 лет - более степенная, мудрая и хитрая. Она всегда сначала подумает, прежде чем хоть что-то сделать. Ранга серьезно относится к своему стаду. Когда животных привозят к новому месту работы, она первая выходит из вагона и громко трубит – этот звук должен отогнать любую опасность от стада. И только потом из вагона выходят остальные…

Вечером, пока Индра и Чита не лягут, Ранга будет бодрствовать: она должна удостовериться, что все в порядке.

Индра и Чита одногодки, им по 40 лет. Чита – самая крупная в стаде, спокойная и флегматичная, самая добрая. Индра – шебутное животное, всегда лезет куда не надо, ищет приключения на свою многотонную натуру…

- Хаос, а не слон, - смеется Андрей. – Но должен сказать: это очень умные животные. Я общаюсь с ними каждый день и все равно удивляюсь тому, насколько они сознательны, какое у них особое понимание жизни… Для меня слон – не просто подопечный, это партнер, равноправный партнер. Кроме того, я должен уважать их возраст, понимать - они мудрее меня. Конечно, это не значит, что слоны меня не слушают, они знают – мы на манеже вожаки… Впрочем, Ранга, Индра и Чита любят свою работу и всегда рады выходу на манеж, даже немного заражают нас своей радостью…

Конечно, три слона – это не много, и Корниловы с удовольствием увеличили бы количество животных в аттракционе, но это дорогое удовольствие…

- Приобретение животного сегодня, - продолжает Андрей, – это большие деньги (чистая стоимость слона – 60 тысяч долларов, а еще оформление всех международных и ветеринарных документов), да и содержание его обходится недешево – питание, обогрев, уход, лечение… 100 килограммов пищи и 200 литров воды – вот ежедневный рацион только одного животного. Это недешево.

Кормят слоних кашами, овощами, фруктами (их любимое лакомство), рыбьим жиром и – в качестве поощрения – сахаром. Каждое утро начинается с наведения красоты: слоних чистят, моют (“Уж не знаю, связано ли это как-то с полом, но если в помещении штукатурка – они обязательно ее обдерут и посыпят на головы – припудрятся. Кокетки!” – рассказывает Андрей) и уже потом выводят на репетицию. Впрочем, во Владивостоке их еще и активно лечат.

- Переезд из Красноярска во Владивосток для животных был просто ужасным, - с горечью говорит Андрей. - Партнеры в Красноярске не выделили средства, не хватило денег на утепление клетки, на середине пути кончились средства на питание, животные сломали стену вагона – а на улице было минус 17, они простудились… Сейчас мы вместе с ветврачом цирка проводим курс лечения наших артистов (больной слон может просто отказаться от работы), в слоновнике поддерживаем тепло грелками (в момент нашего разговора в цирке еще не было отопления. – Прим. авт.), обязательно поднимем их на ноги…

- Скажите, Андрей, вы с рождения, можно сказать, рядом со слонами, вы всегда хотели быть дрессировщиком?
- Нет. В 16 лет мечтал о кино, поступал во ВГИК, хотя родители были этим не очень довольны… Меня манил Голливуд – сказка, мечта. Но когда в мечту вмешалась жизнь, я сделал то, что должен был. Вернулся на манеж. Это был мой долг (в декабре 2000 года в автокатастрофе трагически погиб отец Андрея – Алексей Дементьев. Он был самым молодым народным артистом в цирке, ему было всего 39 лет. Андрей занял место отца в аттракционе. – Прим. авт.).

Когда у меня самого появятся дети, я научу их всему, что знаю и умею. Это ведь обязанность каждого родителя – передать детям свой опыт, чтобы уберечь их от тех же самых ошибок, разве нет? Станут ли они цирковыми? Не знаю… Главное, какой бы путь они ни выбрали, – любить свое дело. Я люблю свою работу, своих животных, своих зрителей, и когда мы выходим на манеж - работаем от души…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»