Поезжайте в Сержантово и спросите…

Губернаторская программа «Региональная поддержка сельских школ края» начинает действовать.

21 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1447 от 21 окт. 2003

Анатолий Макаров, директор Сержантовской средней школыГубернаторская программа «Региональная поддержка сельских школ края» начинает действовать.

Для проведения первого учредительного собрания Ассоциации сельских школ Приморского края село Сержантово Дальнегорского района было выбрано не случайно: именно здесь в средней общеобразовательной школе № 12 сделаны уверенные шаги к решению ряда проблем, обуревающих сельские учебно-воспитательные учреждения. Директора сельских школ края и начальники районных управлений образования - всего более пятидесяти человек, приехавших со всего Приморья, - получили уникальную возможность воочию убедиться, что у сельской школы есть резервы для процветания.

Руководитель департамента образования и науки администрации Приморского края Сергей Пикин убежден, что низкая рождаемость, отмеченная в последние 7-8 лет, неизбежно повлечет за собой недоборы в школах и детских садах:

- Ситуация говорит сама за себя - нужно объединяться! Будущее сельской школы за учебно-воспитательными комплексами. У школ много потребностей. И время сейчас такое, когда можно и должно зарабатывать на себя.

Ассоциация намерена участвовать в получении льготных кредитов под будущий урожай, выращенный учащимися.

Необходимо, чтобы директора и учителя поняли главное: они сегодня оказались в нужное время в нужном месте. В краевом бюджете появились деньги на приобретение сельхозтехники и запчастей, на рассаду и удобрения, на самый необходимый инвентарь. Такую возможность директорам сельских школ необходимо использовать, приняв решение о создании комплексов: детский сад - школа - интернат - ПТУ.

Когда в 94-м году в пору развала Союза совхозы один за другим начали отказываться содержать детские сады, директор Сержантовской школы Анатолий Макаров не побоялся рискнуть и создал первый в крае учебно-воспитательный комплекс, объединив школу и детский сад. И здание не пошло с молотка, и кадровый вопрос был решен. Директор детского сада стала заместителем директора комплекса по дошкольному воспитанию, не коснулось сокращение и воспитателей. Следующим этапом стало создание детского дома на базе уже существующего комплекса. Детский дом, став частью комплекса, остался как самостоятельное структурное подразделение со своим уставом, счетом в банке и т. д. Дети не потеряли положенных им льгот, а при выпуске получают аттестат об окончании Сержантовской средней школы.

А сколько техники бросали прямо на полях в пору упадничества совхозов...… И тут Макаров проявил инициативу.

Сергей Пикин, руководитель департамента образования и науки администрации краяБрошенная техника за бартер (иной раз за три мешка картошки) переходила в собственность комплекса. Первое время землю для сельхозработ Анатолий Александрович брал в аренду. Сегодня ученическое хозяйство занимается производством овощей на своей посевной площади в 42 гектара! Руками учеников - членов Сержантовской школьной компании «ОСИРИС» выращено и собрано за нынешний сезон одного только картофеля 344 000 кг, не говоря уже о других овощных культурах.

В автопарке комплекса шесть тракторов, экскаватор, картофелесажалки, автокар для погрузки контейнеров в овощехранилище, «УАЗ», двухкабинный грузовичок «Ниссан-Атлас», два комфортабельных автобуса. Первый автобус школа приобрела самостоятельно, второй - подарок губернатора в рамках программы «Помощь селу». Во время уборочно-посевной кампании они курсируют по маршруту школа - поле - море и обратно. Дети и работают, и имеют возможность оздоровиться. В остальное время автобусы используются для перевозок школьников и учителей из отдаленных сел, сдаются в аренду. Вырученные от эксплуатации всей техники во внеуборочное время деньги идут на спецсчет школы. Неплохо зарабатывают и сами школьники.

Школа не заключает договор с родителями, но этот момент оговорен в школьном уставе, он обязательно обсуждается на родительских собраниях. Никого из детей не принуждают к работе на полях. Тридцать процентов учащихся все лето беззаботно проводят время и только осенью спохватываются, когда их ровесники получают весомую зарплату, а они не у дел. Нет в школе и попечительского совета, ведь здесь с родителей не берут ни копейки на нужды школы. Компьютерный класс полностью оборудован на средства, заработанные школьниками. Из этих же денег осуществляется ремонт школы. За учебники собирают символические «по 100 рублей» - исключительно с воспитательной целью, чтоб бережнее относились.

Разумно организованное хозяйство, продуманная система реализации производимой продукции, обеспечение своим урожаем столовых всего учебно-воспитательного комплекса, содержание полноценного автопарка - заслуга Анатолия Макарова, директора Сержантовской средней школы, заслуженного учителя России, человека, сумевшего на деле доказать, что есть перспективы у сельской школы.

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»