Русские «шанхайцы»

Сегодня во Владивостоке в Доме переговоров начинает работу третий Тихоокеанский форум соотечественников, который продлится три дня. Форум проводится под эгидой администрации Приморского края и Межрегионального института общественных наук ДВГУ.

21 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1447 от 21 окт. 2003

Сегодня во Владивостоке в Доме переговоров  начинает работу третий Тихоокеанский форум соотечественников, который продлится три дня. Форум проводится под эгидой администрации Приморского края и Межрегионального института общественных наук ДВГУ.

Тема нынешней встречи  – «Миграции и диаспоры: потенциал развития Тихоокеанской России», а главная ее цель – активизация делового и информационного сотрудничества с российской зарубежной диаспорой. В числе важнейших задач форума значится также выработка концепции идеи сетевого региона «Приморье – Тихоокеанская Россия», которая была выдвинута администрацией Приморского края на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне 2003 года.

«Третий форум соотечественников проводится в режиме экспертного совещания, - говорит один из организаторов встречи Владимир Соколов, ученый секретарь  Межрегионального института общественных наук ДВГУ. – Мы намеренно отошли от историко-культурной проблематики, которая была провозглашена на первой конференции соотечественников «Россияне в АТР: сотрудничество на рубеже веков». Это очень важная тема, и она будет иметь свое продолжение. Что касается третьего форума соотечественников (первый был в 1999-м, второй – в 2002-м) –  здесь  будут обсуждаться стратегические ходы, касающиеся в первую очередь вопросов экономики и ресурсов, укрепления человеческого капитала: развитие тихоокеанской России в системе координат стран АТР, привлечение интеллектуального капитала соотечественников, работающих на территории иностранных государств, в первую очередь в Китае. Вот почему круг лиц, привлеченных к участию в форуме, ограничен – их будет 60 человек. Но это фигуры большого масштаба».

В работе третьего форума соотечественников примут участие руководители русских клубов Пекина, Шанхая (КНР) и других: Владимир Малявин, декан факультета русского языка и литературы, директор Института России Тамканского университета (Тайвань); Сергей Бушмаринов, советник управления президента РФ по внешней политике, заместитель руководителя отдела по работе с соотечественниками за рубежом; Валентина Тарасова, координатор совета переселенческих объединений при председателе ГД Федерального собрания РФ; Татьяна Полоскова, руководитель аналитического центра московского фонда «Россияне»; Юрий Громыко, президент Московской академии культуры и развития образования.

Программа форума предусматривает шесть пленарных заседаний, работу «круглых столов», в фойе Дома переговоров будет работать выставка инвестиционных проектов.

Материалы о работе  форума читайте в ближайших номерах «В». А сегодня мы знакомим вас с одним из его участников Михаилом Дроздовым, председателем «Русского клуба» в Шанхае.

Михаил дроздов, уроженец г. Владивостока. 10 лет назад, в 1993 году,  окончил юридический факультет ДВГУ.

Занимался наукой. В 1996 году в издательстве ДВО РАН вышел подготовленный им сборник нормативных актов «Договор в китайском праве». В том же году Михаил Дроздов перебрался в Шанхай.  В 1998 году  возглавил «Русский клуб». С 2000 года руководил шанхайским представительством компании «МАРС КОНСАЛТИНГ», основной профиль ее деятельности - оказание юридической и информационной поддержки российскому бизнесу в КНР.

- Михаил Владиславович, какова сегодня численность русской колонии в Шанхае?

- По нашим данным, в Шанхае сейчас постоянно проживают около 300 граждан России. Если прибавить к этому выходцев из бывших советских республик, общее число русскоязычных «шанхайцев», думаю, составит около 500 человек. Здесь есть выходцы с Украины, из Армении, Молдавии, республик Средней Азии. Поэтому не случайно наш «Русский клуб» стал площадкой для общения всех, кто чувствует свою принадлежность к великой русской культуре, цивилизации в широком смысле этого слова. Кому интересны ее язык, литература, искусство, кто хотел бы найти здесь себе друзей или установить деловые контакты.

К слову, в этом году в русской диаспоре родились семь малышей – весомое прибавление.  Для сравнения: в 1920-30-е годы в Шанхае проживало, по разным оценкам, от 8 до 25 тысяч русских жителей. Это были главным образом беженцы из красной России, уходившие в Китай через восточную границу.

Шанхай в 30-40-е годы прошлого столетия наряду с Парижем, Берлином и Харбином вошел в историю как один из главных центров русского рассеяния. Быстрый расцвет российской колонии тех лет обусловил развитие эмигрантской литературы и искусства, промышленности и торговли. Существовали десятки русских общественных организаций, выходили газеты и журналы. Самые известные из них – «Шанхайская заря» и «Слово». На протяжении десятилетий они ежедневно отображали все значительные события в жизни города, страны, мира. Тем трагичнее воспринимается крах «русского Шанхая» в 1949 г., когда беженцы, обжившиеся на новом месте и узнавшие счастье спокойной и достойной жизни, вновь вынуждены были  пуститься в дальний путь скитаний. Большинство из них осели в Австралии, на западном побережье США, часть оказалась в Южной Америке. Так что количественный состав нашей современной русской колонии даже близко нельзя сравнить с теми годами, когда шанхайская авеню Жоффр негласно именовалась Невской авеню, а вывески на русском языке в престижных  кварталах города соперничали с английскими и китайскими. В театре «Лайсеум» пел тогда Александр Вертинский, а в «Парамаунте» играл оркестр под управлением Олега Лундстрема.

Сейчас нас, русских «шанхайцев», объективно мало, поэтому пока не приходится даже мечтать о том, чтобы, как в прежние времена, иметь собственные храмы, театры, высшие и специальные учебные заведения, печатные издания. Тем не менее, считаю, у нас тоже есть шанс оставить свой след в истории этого города, как это сделали в свое время старые русские эмигранты. Ведь костяк нашей колонии составляют талантливые, прекрасно образованные, современно мыслящие и, самое главное, неравнодушные люди.

- А русских дальневосточников в восточном Париже, как нередко величают Шанхай, много?

- В России существует три центра востоковедения – Москва, Санкт-Петербург и Владивосток. Поэтому не случайно большинство представителей сегодняшней шанхайской группы выходцы из этих городов. Существует даже определенная «специализация», пусть в некотором роде условная. Среди москвичей больше всего дипломатов, чиновников, сотрудников государственных учреждений и крупных компаний, а также преподавателей. Благовещенск поставляет длинноногих красавиц, занятых в шоу-бизнесе (не путать с древнейшей профессией). Владивосток стоит на особом месте. На карте Китая, пожалуй, нет ни одного мало-мальски крупного города, в котором не работал бы выходец из Владивостока. Шанхай тоже не стал исключением. Владивостокцев отличает хорошее знание разговорного китайского языка и китайских реалий, среди них  много тех, кто приехал сюда на свой страх и риск: в поисках работы и лучшей жизни.

И, надо сказать, в большинстве своем эти люди неплохо устроились. Они работают представителями российских и западных компаний, многие сумели стать сотрудниками крупных международных корпораций. 

- Но почему выбор падает именно на Шанхай, а, скажем, не на Пекин или другие крупные китайские города?

- Шанхай – один из крупнейших мировых мегаполисов. Финансовый центр Восточной Азии. Большинство людей, перебравшихся сюда на постоянное  место жительства или приехавших работать по контракту, неплохо   знают китайский язык. По результатам небольшого опроса, который мы проводили на одной из традиционных ежемесячных встреч русской диаспоры Шанхая, выяснилось, что подавляющее большинство из них имеют  высшее или неоконченное высшее образование и, таким образом, связаны с Китаем профессионально. Для них Китай – страна изучения и приложения своих профессиональных способностей. К этой категории  я, безусловно, отношу и студентов.  Кстати, многие студенты, окончив курс обучения в китайских университетах, остаются в стране и в скором времени устраиваются на работу. Нужно иметь в виду, что в Китае запрещен неквалифицированный труд иностранцев. Это правило по сравнению с другими городами Китая соблюдается в Шанхае особенно строго. Именно поэтому здесь невозможно встретить, как, скажем, в США, дипломированных русских специалистов в роли  мойщиков окон или полотеров.

Разумеется, есть люди, оказавшиеся в Шанхае по семейным обстоятельствам. Немало смешанных российско-китайских браков.

Подавляющее большинство русских «шанхайцев» приехали сюда недавно. Среди нас всего несколько человек, живущих в Китае более 10 лет. «Старейшая» русская жительница Шанхая, врач из Ленинграда
Л. А. Бабаскина проживает здесь с 1966 года. Последний русский эмигрант первой волны А. И. Порошин скончался в 1998 году.

- А что такое сегодня «Русский клуб» в Шанхае: культурный центр, частная компания или то и другое вместе?

- «Русский клуб» в Шанхае, созданный в 1998 году, - это  объединение соотечественников, которые  считают  важным сохранить свою общность в чужой среде, организовать колонию соотечественников на принципах взаимопомощи и дружбы. Эти люди желают больше общаться, прилагают немало усилий для того, чтобы достичь  лучшего взаимопонимания русского и китайского народов, участвуют во всех культурных и просветительских акциях.
 «Русский клуб» в Шанхае - первое подобного рода объединение соотечественников в Китае со времен прежней волны русской эмиграции. Это организация, зародившаяся снизу, уже успела завоевать авторитет и уважение. О нашей деятельности можно узнать через электронную газету клуба (www.russianshanghai.com) и через форум «Восточное полушарие» (www.polusharie.com). Среди ярких событий последнего времени хотел бы назвать приезд главы отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, проведение в Шанхае «круглого стола» на тему «Русская диаспора в Китае: история и современность», вечера «Жизнь и творчество А. Вертинского», организацию концерта камерной музыки (пианист М. Корнеева), выставки работ заслуженного художника РФ С. М. Черкасова. Кстати, творчество владивостокца Сергея Михайловича Черкасова оказалось очень близким и понятным китайской публике. Выставка проходила в лучшем выставочном центре Шанхая и наделала много шума. Сам я очень ценю творчество этого замечательного художника. У меня в коллекции есть несколько его работ.

К сожалению, клубу недостает средств, мы существуем на скромные  членские взносы и небольшие пожертвования.

- Вы можете назвать Шанхай городом своей судьбы?

- Думаю, да. Здесь я нашел дело, благодаря которому, как мне  кажется, имею возможность реализоваться в жизни, здесь я встретил свою будущую жену - Александру. Кстати, мы познакомились с ней на одной из традиционных ежемесячных встреч нашей диаспоры, которые организует «Русский клуб». Александра была тогда студенткой и приехала в Шанхай изучать китайский язык. Наша свадьба тоже состоялась в Шанхае в 2001 году. Мы регистрировались в консульстве, а потом поехали  к памятнику А. С. Пушкину и положили к подножию  букет ромашек (о том, как и где мы их нашли в декабре, особая наша семейная история). Венчания не было. Но мы все же побывали у собора Божией Матери Споручницы грешных (в нем, кстати, в 1943 г. венчался А. Вертинский). Весной  этого года у нас родился сын Федор.

- Поздравляю! В полку русских «шанхайцев» прибыло. Знаю, что в Шанхае вы еще и стихи писать начали.

- Есть такое. Даже небольшой цикл родился «Шанхайские акварели».

- Расскажите о планах клуба на будущее?

- Нашему клубу в декабре этого года исполнится 5 лет. Хотим встретить эту дату достойно. Надеюсь, будет много гостей. В ближайшее время планируем возобновить православные богослужения в Шанхае. Пока на территории консульства, так как китайские власти еще не дали согласия на проведение таких служб.

Хотим привезти к нам кого-нибудь из старых русских «шанхайцев». Их совсем мало осталось. Два года назад у нас гостил Олег Лундстрем, теперь, если позволят обстоятельства, хотелось бы пригласить поэтессу Лариссу Андерсен.

- О чем вы будете говорить на форуме соотечественников во Владивостоке в октябре этого года?

- Главная мысль, которую я постараюсь донести до присутствующих, проста. Сила Китая не только в твердой власти и здоровой экономике, но и в сильной диаспоре за рубежом. Их опыт неплохо бы было перенять и нам. Кстати, зарубежные китайцы («хуацяо») обеспечили львиную долю иностранных инвестиций в национальную экономику страны. Именно «хуацяо», осев в разных странах, погрузившись в среду, но не потеряв связь с родиной, являются мощным плацдармом для дальнейшей экспансии  своих товаров, продвигают на Запад китайские ценности, менталитет и пр. И хотя сравнивать современную, сравнительно небольшую русскую колонию за рубежом с «хуацяо» не совсем корректно, думаю, что  русская диаспора за рубежом могла бы оказать нашей стране неоценимую услугу.

Прожив в Китае много лет, мы многому научились и готовы делиться полученными знаниями.

Из цикла «Шанхайские акварели»

*  *  *
Опять туман.
Неясно фонари
Мерцают.

Прохожим дела нет -
Возникнут близ меня
И тают.

А я, как будто пленник,
Сквозь строй
По лужам

Венчаю понедельник
Дождем
На ужин.

И ветер,
Словно лист,
Меня вращает,

В густом тумане
Лиц
Не различает.

Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»