Техосмотр меняет перчатки
Правительство России приняло решение передать техосмотр в частные руки. ГАИ, понятно, против. А автовладельцам придется больше платить.
Правительство России приняло решение передать техосмотр в частные руки. ГАИ, понятно, против. А автовладельцам придется больше платить.
Согласно российскому закону
“О безопасности движения” порядок проведения техосмотра устанавливается правительством. В 1998 году правительство в лице тогдашнего премьер-министра Сергея Кириенко наделило соответствующими полномочиями ГАИ, подразделение МВД, которое занимается надзором за автомобилистами. Этот порядок, впрочем, существовал еще с советских времен. За последние годы техосмотр стал большим бизнесом. Талон купить сейчас едва ли не проще, чем колбасу в супермаркете. По данным “Газеты.RU”, стоит эта услуга $50–200 в зависимости от региона.В конце прошлой недели главной новостью для автомобилистов было решение правительства передать право на техосмотр частным компаниям, занимающимся автосервисом и имеющим профессиональное оборудование для этого. Слово
“государственный” в названии техосмотра останется. По словам вице-премьера Бориса Алешина, оно будет означать, что техосмотр будут проводить те компании, которые имеют соответствующую аккредитацию при органах государственной власти, скорее всего, при министерстве транспорта. “Просто войти на этот рынок компании не смогут, это недопустимо, так как нужна процедура отбора. Органы государственной власти должны создать условия и выработать правила аккредитации, а также осуществлять надзор за их деятельностью”, – сказал Алешин.Премьер-министр Михаил Касьянов объяснил подобное решение как раз взяточничеством со стороны ГАИ:
“Граждане жалуются на то, что есть, скажем так, намеки на поборы и прочее”. Однако борьба с левыми милицейскими доходами может и не дать желаемый результат. Скорее, наоборот. Согласно все тому же решению правительства (постановление № 880 от 31 июля 1998 года) проверка технического состояния машины есть лишь одна из функций при техосмотре. Помимо собственно технического состояния автомобиля гаишники проверяют машину и на угон. А у частных или государственных компаний просто нет такого права. “Если техосмотр передать в руки частным лицам, то резко обострится ситуация с “криминальными машинами”, – заявил начальник столичного отдела технического осмотра и регистрации Михаил Кузнецов.“
Если у автовладельца с документами не будет совпадать номер кузова или двигателя, а может, и VIN, то гражданские лица, которые будут проводить техосмотр, не смогут его даже задержать, чтобы провести необходимые проверки. ГИБДД – единственная на данный момент структура, которой государство дало все необходимые права и подкрепило это законом. В итоге получится, что нужна будет некая инстанция при МВД, в которую автовладелец должен будет приехать, чтобы проверить свою машину на угон, а лишь потом ехать и проходить техосмотр”.Пока никто себе точно не представляет, как будет проходить уже следующий техосмотр, но то, что он уже не останется монополией ГАИ,
– это точно. Да и сейчас, если быть объективным, к примеру, в Приморском крае к техосмотру гаишники имеют лишь “бумажное” отношение. Они не утруждают себя техническим осмотром как таковым, отсылая автовладельцев на очень спорные платные пункты инструментального контроля. Поэтому если техосмотр будет проводить не ГИБДД, это вовсе не означает, что гаишники не будут проверять машины на угон. Ведь сейчас проверить автомобиль на угон инспектор ГИБДД может не только во время техосмотра, но и просто остановив машину на дороге.У нас хотят ввести систему, которая сейчас действует в Германии. Там техосмотр проводят частные лицензированные фирмы. Но у нас это чревато многими проблемами. Во-первых, вместо того чтобы собрать все необходимые документы в одной инстанции, автовладельцам придется обежать две или три. Во-вторых, зная аппетиты российских чиновников и коммерсантов, нетрудно предсказать, что от новых изменений пострадают прежде всего сами автовладельцы. А техосмотр как покупался, так и будет покупаться.
Автор: «Владивосток» - «Газета.RU»