Лицо, которое не спутаешь

Уровень деловой культуры в Приморье растет. Это подтверждает и тот факт, что все большее число предприятий и предпринимателей края регистрируют в определенном порядке свои товарные знаки, используют их как важный инструмент повышения собственного имиджа в борьбе за признание покупателей. За год в Центр интеллектуальной собственности Приморской торгово-промышленной палаты поступает до сотни заявок на такую регистрацию.

16 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1445 от 16 окт. 2003

Уровень деловой культуры в Приморье растет. Это подтверждает и тот факт, что все большее число предприятий и предпринимателей края регистрируют в определенном порядке свои товарные знаки, используют их как важный инструмент повышения собственного имиджа в борьбе за признание  покупателей. За год в Центр интеллектуальной собственности Приморской торгово-промышленной палаты поступает до сотни заявок на такую регистрацию. 

- Насколько я знаю, процесс это довольно продолжительный и может длиться чуть ли не год. Почему так долго? – поинтересовались мы у директора центра Надежды Король.

- Регистрация товарного знака предоставляет его владельцу исключительное право на использование этого знака  для идентификации его товаров и услуг. Еще в стародавние времена ремесленники ставили свои подписи или “знаки” на утвари, различных изделиях, которую производили. Но тогда никто не мог гарантировать, что это условное обозначение кто-то не подделает.

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Все товарные знаки, прошедшие экспертизу,  регистрируются в Государственном реестре товарных знаков Российской Федерации.

Охрана товарного знака ограничивается территорией страны, где она осуществлена. Российская Федерация с 1976 года является участницей Мадридского соглашения, в рамках которого предоставляется возможность по упрощенной процедуре зарегистрировать свой   товарный знак одновременно в нескольких странах.

- Существуют какие-то рекомендации в плане того, как товарный знак должен выглядеть?

- Думаю, эстетично, привлекательно и, конечно, он должен запоминаться. А вообще-то возможности тут практически неисчерпаемые. Товарный знак может состоять из одного слова или даже буквы, может представлять собой рисунок, символ, трехмерное обозначение...

- Товарный знак - это как твое, отличное от всех других, лицо, но ведь в порядке вещей, когда уже раскрученным знаком пользуется отнюдь не его владелец?

- Если это делается по договору с правообладателем, то все законно. От этого хозяин знака получает вознаграждение, что подтверждает: регистрация своего товарного знака может дать хорошую выгоду предприимчивым людям.

Использование товарных знаков способствует развитию инициативы и предпринимательства во всем мире, а охрана их препятствует попыткам осуществлять недобросовестную конкуренцию, использовать поддельные товарные знаки с целью сбыта товаров и услуг более низкого качества. Защиту охраняемых товарных знаков осуществляют суды, и в большинстве стран они правомочны принимать меры по пресечению нарушений.

В нашем крае уже достаточно много известных, раскрученных товарных знаков. Не имею в виду только те, что олицетворяют в целом компанию, предприятие. Могут регистрироваться  этикетки отдельных видов продукции – и это тоже признак того, что фирма живет не одним днем, заботится о престижности своей марки, своем месте на этом рынке.