Белый, синий, желтый, черный
Приморские автомобили какими только не бывают: шикарными и демократичными, импортными и отечественными, с иголочки и подержанными. Общее у них одно. Номер. Спереди и сзади. Установленного образца. Без него – будь то хоть “Лексус” последней модели, хоть реликтовый герой автоанекдотов “Запорожец” – далеко не уедешь.
Приморские автомобили какими только не бывают: шикарными и демократичными, импортными и отечественными, с иголочки и подержанными. Общее у них одно. Номер. Спереди и сзади. Установленного образца. Без него – будь то хоть “Лексус” последней модели, хоть реликтовый герой автоанекдотов “Запорожец” – далеко не уедешь.
Оказалось, что номера-то в Приморье, в отличие от транспортных средств, самые что ни на есть свои, отечественные. Корреспондент “В” побывал на владивостокском предприятии ООО “Знак-ДВ”, производящем номерные знаки на пол-Приморья, дабы выяснить все нюансы происхождения и изготовления этих необходимых алюминиевых вещиц. Как выяснилось, “В” стал первым изданием, заинтересовавшимся деятельностью трудяги-цеха, в одиночку обеспечивающего номерами донельзя автомобилизированный краевой центр, и не только.
Местонахождение цеха вполне понятно – прямехонько возле краевого управлении ГАИ, главного заказчика на продукцию предприятия, в районе остановки “Фабрика «Заря”. Неприметное одноэтажное здание белого цвета сиротливо расположилось чуть в стороне от основного комплекса зданий краевой ГАИ. Внутри всего несколько помещений, а сам производственный зал по площади немногим больше стандартной гостиной. Вхожу и с порога попадаю в кабинет директора предприятия – Сергея Порвы.
Начать стоит с истории номерного производства в стране. В эпоху развитого социализма номера для тогда еще не слишком многочисленного автопарка СССР клепали… заключенные в тюрьмах. После распада Союза большая часть подобных контор почему-то оказалась на территории независимой Украины, а Россия осталась ни с чем. Результатом чего и явилось создание региональных предприятий, одним из которых в 1996 году стал “Владивостокский филиал Цех № 2 ООО “Знак-ДВ”. Вскоре аналогичное производство под названием “БУБОРГ-Прим” было запущено и в Находке. На сегодня владивостокское ООО “Знак-ДВ” поставляет номера в 10 районов Приморья, среди которых крупные города Владивосток, Уссурийск, Лучегорск, Спасск-Дальний и другие, в то время как находкинский производитель отвечает за остальное Приморье. Технология изготовления предельно проста, современна и, по словам Сергея Петровича, аналогична европейской. Алюминиевые пластины стоимостью 100 рублей каждая закупаются в Москве, на бывшем предприятии космической промышленности. Они уже снабжены световозвращающей пленкой (белого, синего и других цветов, в зависимости от типа номера), особой маркировкой RUS, подобием водяных знаков – как на денежных купюрах и российским флагом с подписью RUS в правом нижнем углу. Поступив во Владивосток, пластины последовательно проходят четыре стадии обработки на немецком оборудовании. Первым делом такая пластина идет под пресс, где в клапп-раме с наборными литерами цифр и букв выдавливаются номер и серия номерного знака. Затем – покраска. Здесь применяется лакировальная машина. Следующая стадия – сушка, для чего свежеокрашенный номер поступает на конвейерную ленту внутрь сушильной машины. На выходе “свежеиспеченные” номерные знаки раскладываются на специальный стеллаж из металлических решеток в порядке очередности номеров. Через несколько минут они остынут до комнатной температуры и будут упакованы в картонные коробки комплектами по 25 пар.
Рядовому потребителю двухномерной комплект обойдется в 451 рубль 50 копеек (включая налог с продаж). Спецномера стоят иначе: синие и черные для ГАИ и военных дешевле – 306 и 375 соответственно. При этом, как заверил Сергей Порва, не стоит думать, что предприятие получает сверхприбыли за счет автовладельцев. Сказывается дороговизна расходных материалов – заготовок и немецких лакокрасочных. И тем не менее за первые девять месяцев 2003 года ООО “Знак-ДВ” принесло в бюджеты города и края увесистую сумму в 6,5 миллиона рублей.
Динамика работы ООО “Знак-ДВ” пропорциональна степени загруженности Владивостокской таможни. Высокая производительность цехового оборудования – чуть выше 100 комплектов в час – пришлась как нельзя кстати во время двух нашумевших “автолихорадок”, вызванных лоббистскими повышениями пошлин на иномарки в прошлом и нынешнем году. Ажиотаж на таможне вынуждал сотрудников предприятия работать в две смены – с 8 до 17 и с 17 до 24 часов, и приходилось привлекать дополнительных людей.
К слову сказать, человеку с улицы устроиться в “Знак-ДВ” довольно проблематично. Каждого претендента проверяют “на благонадежность”, и причиной тому – доступ к заготовкам номерных знаков, которые, при недосмотре, могут быть вынесены с предприятия и использованы в целях сокрытия угона автомобиля. Исключительно владивостокский и находкинский цеха уполномочены изготавливать номерные знаки на территории Приморья; стало быть, все кустарные разработки, изготовляемые по дешевке местными умельцами, автоматически объявляются вне закона. Распознать подделку легко: во-первых, с первого взгляда заметно некачественное изготовление, а во-вторых – на обратной стороне легально произведенного номера всегда проставлен фирменный знак предприятий Владивостока и Находки.
В сферу деятельности ООО “Знак-ДВ” входит не только производство новых номеров, но и замена старых – в случае их повреждения. Но опять же – помогут только тем, кто предоставит старый побитый номер с логотипом фирмы. Впрочем, редакция “В” надеется, что с вашим автомобилем все будет в порядке, а уж номер не подведет: химические испытания, проводимые в исследовательских институтах ГАИ, владивостокский номерной знак прошел успешно.
Автор: Юрий ГОВОРУШКО, специально для «В»