Мужская работа
«Видишь, - объясняла соседке пожилая женщина, указывая на цветочную композицию, - ветка согнута кольцом? Это символизирует бесконечность мира. Да у них в икебане ничего нет «просто так», для красоты, все что-то значит…».
«Видишь, - объясняла соседке пожилая женщина, указывая на цветочную композицию, - ветка согнута кольцом? Это символизирует бесконечность мира. Да у них в икебане ничего нет «просто так», для красоты, все что-то значит…».
Профессор икебаны 56-летний Тошихару Такеуши, проводивший мастер-класс во Владивостоке и выставивший свои произведения в музее имени Арсеньева, немного приоткрыл для наших читателей завесу философской идеи икебаны. Такеуши-сан отдал этому искусству практически всю свою жизнь. С 12 лет он постигал философские глубины стиля икенобо, а затем передал их своим ученикам.
«Икенобо» - это самая древняя школа икебаны в Японии, ее традиции и знания передаются из поколения в поколение уже 500 лет. Ныне здравствующий 45-й глава школы «Икенобо» - как член королевской династии – хранит самые важные секреты и поведает их только своему преемнику. Другие школы икебаны намного моложе – большинство из них созданы после второй мировой войны, в эпоху ломки традиционных представлений и всего уклада жизни японцев. Икенобо же хранит седую мудрость веков.
- Главную философскую идею икенобо можно образно выразить так – не только я живу, - рассказывает Такеуши-сан. - Я получил свою жизнь от родителей и передаю ее своим детям дальше из поколения в поколение. Икенобо видит красоту от рождения до смерти, в каждый момент жизни. Это чисто японская, возможно, трудная для понимания идея – человек живет потому, что есть смерть. Нет смерти – нет жизни, это очень тесное единство. И растения тоже погибают, но благодаря этому мы знаем, что они живут. Нужно уметь увидеть эту жизнь и ее красоту в любом растении. В других школах икебаны самым красивым считают полностью раскрывшийся цветок. Икенобо же считает самым красивым бутон. В нем заложена будущая красота, а раскрытому цветку осталось только умереть…
Кроме того, икенобо, в отличие от других школ, считает икебану культурой, а не искусством. Культура больше, чем искусство, это образ жизни, в ней много составляющих. Искусство индивидуально, культуру же создают все.
- Когда новичка обучают икебане, он должен копировать работу учителя или развивать собственные идеи?
- У нас есть строгие своды правил, но в то же время есть место для фантазии, полета мысли. Нужно уметь сочетать свою фантазию с идеями икенобо. Кстати, основатели почти всех молодых школ икебаны в свое время прошли выучку в «Икенобо». Но не разделяли ее философию и потому предпочли основать собственные стили.
- Кому проще дается икебана?
- Мужчине.
- У нас в России считается, что женщина более склонна к созданию красоты, к пониманию сути цветка, а мужчина – суровый воин. Значит ли это, что японские мужчины имеют более тонкое душевное устройство?
- Мужчины вообще, и не только японские, более терпеливы и сильнее стремятся к совершенству. Женщине свойственно слабоволие, а мужчина добивается своей цели и идет до конца.
- Отличается ли мужской и женский стиль в икебане?
- Пол мастера не важен, важна сущность человека.
- Оказывает ли влияние на работу мастера окружающая обстановка – город, страна, время суток?
- Да, конечно. Вообще суть икебаны – быть уместной в данном случае, на данном месте, в данной ситуации. Для радостного события мы создаем одну композицию, для официального праздника – другую. Учитываем и традиции, и суеверия. Белые цветы в Японии считаются похоронными, и никто не станет использовать их для свадебного букета. Подходить к данному моменту – вот суть икебаны.
К сожалению, я еще не понял ритма обыденной жизни Владивостока и не смогу сказать, какой была бы икебана, выражающая его суть. Важно ощущать душу города… Но мне кажется, ваши флористы, работавшие со мной на мастер-классе, составляют икебану с владивостокским колоритом. И если мои уроки помогут делать композиции лучше – я буду счастлив…
- Верно ли, что человек, создающий красоту, продлевает свою жизнь?
- Суть жизни измеряется не количеством прожитых лет. Главное - чтобы она была содержательной и полной. И еще важно ценить каждую ее секунду, видеть в ней прекрасное…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»