Испанский муж Риммы Марковой

«Мне иногда кажется, что если бы я не сыграла ни одной заметной роли, а просто прошла по шпалам с Нонной Мордюковой - уже была бы знаменитой», - не без иронии сказала Римма Маркова, народная артистка России, знакомая зрителям по фильмам «Крылья», «Бабье царство», «Сладкая женщина», «Вечный зов», «Егор Булычев и другие», «Шляпа», «Русская рулетка» и многим-многим другим. Почему-то именно этот эпизод в первую очередь вспоминается зрителями.

30 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1435 от 30 сент. 2003

«Мне иногда кажется, что если бы я не сыграла ни одной заметной роли, а просто прошла по шпалам с Нонной Мордюковой - уже была бы знаменитой», - не без иронии сказала Римма Маркова, народная артистка России, знакомая зрителям по фильмам «Крылья», «Бабье царство», «Сладкая женщина», «Вечный зов», «Егор Булычев и другие», «Шляпа», «Русская рулетка» и многим-многим другим. Почему-то именно этот эпизод в первую очередь вспоминается зрителями.

- Римма Васильевна, вы легко согласились сниматься в этом рекламном ролике?

- Какой же это рекламный ролик?! В этом проекте Дениса Евстигнеева воплотилась замечательная идея: сделать нас, актеров старшего поколения, символами уходящей эпохи. Вспомните, как трогательны Олег Ефремов - водитель старенького московского троллейбуса, Зиновий Гердт - в роли бывшего военного летчика. Ну и, конечно, мы в телогрейках на шпалах! Господи, нас в живых-то осталось - по пальцам пересчитать. Отмечали недавно 80-летие Мише Пуговкину. Мы с ним вместе в Театре киноактера работали до того самого момента, пока его не прикрыли в угоду новым русским. Цветы, приветственные речи юбиляру. Смотрю, а у Миши глаза полны слез. Думаю, расчувствовался, старый. А он мне тихо так говорит: «Римма, мы же, считай, одни с тобой остались...…». Уходит наша гвардия. У меня самой через два года юбилей - не хочу этих речей, поклонов. Уеду куда-нибудь. И вообще, мечтаю «крякнуть», занося ногу на трап самолета! (Тут же рассмеялась раскатистым, грудным смехом.)

- С Нонной Викторовной вы поддерживаете дружеские отношения?

- Это отдельная история! Впервые судьба столкнула нас на пробах к кинофильму «Бабье царство». Она, будучи уже популярной киноактрисой, не сомневалась, что утвердят именно ее, и давала интервью налево-направо, что будет играть роль в этом фильме. Когда утвердили меня, Нонна долго и шумно возмущалась и, конечно, невзлюбила меня. Роль принесла мне огромный успех. Я получила приз за исполнение лучшей женской роли на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Там моими афишами был весь город обклеен. И несмотря на горестную тему, фильм был популярен в народе. Потом наступил период, когда нас бесконечно путали. Врать не стану, чаще меня путали с Мордюковой. Ну, что тут поделать, коли мы одинаковой фактуры. Уже вроде и делить нечего, а какая-то возня между нами происходит. Сейчас Нонна больна, не выходит из дома. Донимает меня телефонными звонками. Во Владивостоке подняла среди ночи: «Здорово, кума! Ты что - спишь в такую рань?». Говорю ей, что нахожусь на Дальнем Востоке, на кинофестивале, здесь три часа ночи! А она как ни в чем не бывало: «Видела тебя сейчас в телешоу «Бремя денег». Отлично выглядишь». А я с этой передачи уходила злая, как собака. Стою у лифта, открываются двери - внутри стоит здоровенный охранник и не пускает меня: «Лифт для Нагиева!». Следом подходит Дима Нагиев с таким же «шкафом»-охранником, делает мне кивок головой, заходит в лифт и уезжает. Как вам такое?

- Любимец публики. Говорят, любимец президента.

- Да ты будь человеком. Уважай старость. От этого любовь к тебе только приумножится. А любовь президентов - вещь не постоянная.

- А вам доводилось быть на «ты» с сильными мира сего?

- Ельциным была обласкана. Познакомилась с ним, когда Борис Николаевич возглавлял Свердловскую область и организовал поезд культуры. Мы - артисты, музыканты, писатели много дней колесили по городам и весям. Встречались с народом. Это было потрясающе. Провожая нас, Борис Николаевич толкал речь. Я оказалась рядом. «Вот, - говорит, показывая на меня, - гордость нашего кино!». И - ну меня обнимать да целовать.

А спустя годы в Георгиевском зале Кремля он же мне вручал почетный знак и удостоверение народной артистки России. И что вы думаете? Он меня даже не узнал! Еле выговорил фамилию.

- Ваше самолюбие так легко ранить?

- Я уродилась в маму: гордая, непримиримая. Сколько раз принимала решения в ущерб и личной жизни, и творчеству...… Мама замуж пошла за другого, чтобы доказать бывшему возлюбленному - и без тебя проживу. А сама всю жизнь маялась с отцом. Он был артистом и по призванию, и в обычной жизни. Все время что-то изображал: страсть, ревность, вплоть до самоубийства. Вот мы с братом Леней насмотрелись на эти домашние «выступления» и пошли в артисты.

- А началось все...…

- С провинциального театра в Вологде, где мы играли еще подростками. Я была постарше и ростом повыше и играла мальчишек, Ленечка, со своей кудрявой головушкой, - девочек. Это уж потом он стал красавцем, героем-любовником. Нам с братом здорово повезло: нас заметил замечательный московский режиссер, тогда художественный руководитель Театра имени Ленинского комсомола Иван Берсенев. Он опекал нас, как родных, первое время мы даже жили в театре. Я уже не говорю о том, что преподал нам отличную актерскую школу. После его кончины наша жизнь в театре осложнилась. Я попала под сокращение. Но не на ту напали! Записалась на прием к замминистра культуры и заявила, что если не выслушает меня - выброшусь из окна. Он слушал меня три часа. После этого меня восстановили, и я тут же подала заявление на увольнение. Поступила в Театр киноактера. Леонид перешел в театр им. Моссовета, где, на мой взгляд, сумел стать выдающимся актером. Кино в меньшей степени раскрыло грани его таланта.

- А каким он был в жизни?

- Я всегда опекала его, наставляла, а он все отшучивался, да и гульнуть он мог - будь здоров. Никогда не могла понять: за что его бабы любят? Для меня мужчины блондины вообще не существовали.

- На встречах со зрителями вам неизменно задавали вопрос о семейном положении.

- А я всегда отвечала: «В данный момент - на выданье!». Хотя до сих пор числюсь замужем за испанским подданным. Мы познакомились на кинофестивале в Сан-Себастьяне, завязался роман. А тогда все эти шуры-муры с иностранцами могли угробить карьеру. Мы с Антонио официально оформили свои отношения. Любовник он был потрясающий, при этом был состоятельным человеком, но я не мыслила себя без Родины, хотя сегодня это и пафосно звучит. Штамп в паспорте стоит до сих пор, но судьбу своего последнего законного супруга не знаю. Иногда дочь Татьяна подтрунивает, мол, закинь удочку, отыщи - и не будешь страдать, что у народной пенсия жалкая.

- Антонио - отец вашей дочери?

- С Антонио мы детей не нажили. Танечкин отец - талантливый музыкант Владимир Никитин. Мы недолго прожили вместе. Я не прощаю ошибок, тем более измен. Таня повторяет мою судьбу. Разведена, воспитывает сына Федечку, которого я обожаю до беспамятства. Спрашиваю его однажды: «Ты хоть любишь свою бабку?». И знаете, что отвечает этот паразит: «Я как-то не задумывался над этим». Ему пока одиннадцать лет, надеюсь, что со временем повзрослеет, осознает. Вот только у меня этого времени немного осталось…...

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»