Они не больны, они просто не понимают

В эти дни свое 30-летие отмечает Константиновская специальная (коррекционная) школа-интернат, где живут и осваивают облегченную школьную программу дети с ограниченными умственными способностями. Ее история – яркая иллюстрация к еще не написанной книге о влиянии эпохи рынка на умственное здоровье нации.

25 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1433 от 25 сент. 2003

В эти дни свое 30-летие отмечает Константиновская специальная (коррекционная) школа-интернат, где живут и осваивают облегченную школьную программу дети с ограниченными умственными способностями. Ее история – яркая иллюстрация к еще не написанной книге о влиянии эпохи рынка на умственное здоровье нации.

Впрочем, сегодня школу правильнее было бы называть Полтавской, потому что в прошлом году она справила новоселье – переехала в село Полтавка, что на самой границе с Китаем. Название менять не стали, хотя за эти годы изменился даже ее статус.

Тогда, 30 лет назад, школу основывали как краевую, и многие годы в Константиновку направлялись дети со всего Приморья. Так продолжалось до 90-х годов, когда шоковая терапия реформаторов скальпелем непрофессионала прошлась и по социально-экономическим основам семьи.

Теперь все девять классов школы наполняют дети исключительно из Октябрьского района. Причем в каждом классе по 15 учеников при норме 12. Учителя говорят, что в районе есть еще дети, которые нуждаются в спецобучении, но школа и так переполнена.

Обучение таких детей само по себе дело нелегкое, но самая главная проблема возникает потом, когда учеников приходится выпускать во взрослый мир. Какие-то бытовые навыки для дальнейшей жизни они в школе, конечно, приобретают. Например, могут элементарно о себе позаботиться – заправить постель, умыться, что-то приготовить на кухне. Некоторые успешно осваивают азы столярного, швейного дела, сельхозтруда. Но вот что касается получения профессии, то счастливчиками становятся считанные выпускники.

И дело тут уже не в их способностях и не в педагогах, а в том, что, по крайней мере, в крае элементарно не продумана система постинтернатного сопровождения подобных подростков. Мальчиков еще стараются пристроить на курсы трактористов в Покровское училище, а у девочек пока нет практически никаких перспектив. Поговаривают, что в Уссурийске скоро откроются курсы для детей, окончивших подобные Константиновской школе заведения. Но это тоже пока проект и еще не ясно, насколько широка будет его реализация.

Впрочем, нет правил без исключений. Один из выпускников школы, прекрасный спортсмен, сначала окончил ПТУ, а теперь служит в армии. Для педагогического коллектива интерната это, конечно же, успех, которым здесь по праву гордятся.

Что касается юбилея, то коллектив школы-интерната заслужил, чтобы его отпраздновать. Для нас же это только лишний повод задуматься о причинах увеличения числа умственно отсталых детей и об интеллектуальном здоровье будущих поколений нации.