Герои(новые) студенты грызут гранит науки, или Молодое поколение выбирает хим-ханку

- По каким причинам попробовала наркотик? - От избытка денег. В студенческие времена сидели мы как-то мирно в караоке-баре: я и мой парень-студент. Пивка попили. В караоке попели. И думали, а че ж нам еще поделать? И тут как раз подбегает в бар приятель парня, занять триста рублей. Ну и (из благодарности, видимо. - Прим. автора) предложил попробовать героинчика. “Вот, героина-то мы еще не пробовали!” - решили мы…

19 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1430 от 19 сент. 2003

- По каким причинам попробовала наркотик?

- От избытка денег. В студенческие времена сидели мы как-то мирно в караоке-баре: я и мой парень-студент. Пивка попили. В караоке попели. И думали, а че ж нам еще поделать? И тут как раз подбегает в бар приятель парня, занять триста рублей. Ну и (из благодарности, видимо. - Прим. автора) предложил попробовать героинчика. “Вот, героина-то мы еще не пробовали!” - решили мы…

Сочетать изучение восточной культуры с героином оказалось не очень удобно

– но при большом желании возможно. В течение одного семестра.

- Утром мне уже не хотелось, а НАДО БЫЛО уколоться. Я кололась и в таком состоянии шла на пару. Затем надо было идти на трассу - воровать, чтобы иметь возможность уколоться следующим утром.

- Как студенты доставали героин?

- Прямо в вузе. Каждый день некий кавказец появлялся у стен нашего заведения... и честно проходил по пропуску. Одолженному у какого-нибудь добродушного студента:

“Извини, мне тут к знакомому попасть надо. Ты же видишь, из университета все равно не убегу”…

Что интересно: независимо от того, кого готовит учебное заведение - рыбаков ли, программистов, товароведов, ассортимент наркотиков в них примерно одинаков. Конопля, героин. Ну, еще эфедрин. Остальное скорее в качестве исключения.

В отличие от Москвы как-то не прижился у нас

“благородный” товар: кокаин, экстази, ЛСД. Дорого, да и не всем владивостокским «наркам» по вкусу (интересно, с чего бы это?). Вроде все же можно приобрести их в некоторых ночных клубах. И тем не менее в Приморском краевом наркологическом диспансере не зарегистрировано ни одного “клиента”, “подсевшего” на эти чудо-препараты.

Так что поговорим-ка подробней о прозаичных наркотиках, которыми колются владивостокские студенты. Не все, естественно. И, дай бог, не ваши дети, читатель.

КОНОПЛЯ

Та вообще многими за наркотик не считается. По оценкам самих студентов, коноплю пробовали от тридцати до девяноста процентов студентов. Хотя к оценкам самих студентов лучше подходить осторожно. По опыту заместителя главного врача Приморского краевого наркодиспансера Ольги Южаковой, тому, кто колется, кажется, что ну все употребляют. А тому, кто не колется, кажется, что ну никто.

В отличие от героина, коноплю можно достать не только у жадных барыг-перекупщиков. Выращивание мака опийного, из которого изготавливают героин, у нас давно уже запретили

– и героин приходится возить из-за границы. С вольной коноплей все куда проще! Городские студенты заказывают ее по дешевке деревенским студентам: они – свои, они не наварятся. А то и попросту, от широты души – угостят. Ну, а когда запасы дешевой конопли закончатся – что же, придется покупать у барыг. Все равно раза в три дешевле героина.

Из конопли потом варят химку, прямо в общежитиях. Выкуривают ее

– кто-то, скромно отойдя от университета, а кто-то – пожалуй, и у входа. Одна девушка сказала, что это был такой ритуал – утром, перед началом «грузящего» учебного дня, выкурить в туалете косячок. А что – сигарета она на вид просто сигарета…

ГЕРОИН

У него имидж совсем другой. Как выразился одни наркоман, героин - это не хорошо и не плохо, героин - это страшно. Именно поэтому многие студенты при личной беседе мне сообщили, что они отказались бы попробовать героин. Плюс - дорого. Казалось бы, сто-двести рублей за дозу каждый при желании смог бы отдать со стипендии. Но наркоман вынужден колоть себе эту дозу каждый день

… Кто сможет позволить себе ежемесячно тратить 10 стипендий на наркотики? Правильно, только очень богатые студенты. Именно поэтому героин распространен на “денежных” факультетах - в каждом вузе они свои, конкретных названий упоминать не будем… Что касается числа студентов, пробовавших героин… Одни называют цифру пять процентов, другие - чуть ли не тридцать (на “богатых” факультетах). Давайте не будем верить последней цифре.

Прогресс, кстати, пришел и сюда: многим учащимся героин приходит

«с доставкой прямо в вуз». Развитие пейджинга и сотовой телефонии благотворно подействовало не только на легальный бизнес. Кидаешь барыге-поставщику сообщение или звонишь - и он тут как тут, под стенами родного университета. Да и барыги довольны: теперь им уже необязательно выдавать свой домашний адрес. И некоторые из них, зная заранее, что спрос будет, просто приходят к дверям «денежных» факультетов каждый день.

Проходя по аккуратным ступенькам университета N, догадывались ли вы, что здесь почти каждый день можно купить то, что дороже золота? Героин. Дотерпев до большой перемены, студенты сбегаются сюда тратить родительские деньги.

“Но только вы не разберете, у кого покупать. Вам может показаться, что двое молодых людей… так, поздоровались - а СДЕЛКА состоялась”, - сказали мне наркоманы. “И вообще вам вряд ли поверят. У вас для этого слишком цветущий вид”, - тонко пошутили они...

Героин сейчас уже не тот”, - грустят “бывалые”. Из-за слишком хорошего спроса, видимо, его все больше разбавляют - и продают уже “оптом”: не “дорогами”, а граммами. И вот появилась альтернатива. Молодое поколение переходит на “хим-ханку”. Почему некоторые предпочитают сами печь хлеб? Потому и наркоманы предпочитают сами готовить “почти героин” - из того же сырья - “ханки”. Себя, родимого, разве обманешь?

Кстати, героинщики

“не уважают” эфедринщиков.

«НАРКОТИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА

»

Эфедрин. По мнению героинщиков, несерьезный наркотик - кайфа мало, проходит быстро. Сидит на нем меньше потребителей, чем на героине.

«Предприниматели» привозят его к нам из страны, где он официально разрешен. Это недалеко – сразу за Пограничным.

Есть и еще более экзотические наркотики - галлоперидол, галлюциногены торэн, циклодол - и другие целительные средства, в основном честно получаемые по рецептам. Как выписывают эти рецепты

… Это тема для отдельного материала.

Всего, что пользуется большим или меньшим спросом, не перечислишь. Единственное: студенты, как правило,

«брезгуют» надеванием на голову пакетов с клеем «Момент» или растворителем. Это удел детишек, не успевающих дорасти до университета. Растворителям все равно, где растворять жиры - на одежде или в головном мозге.

ПОЧЕМУ ПРОБУЮТ И ПОЧЕМУ НЕ ПРОБУЮТ

Наркоманами чаще всего становятся за компанию.

Студент Ваня сидит на паре и видит: студент Леша какой-то странный

- Ты что?

- А я под героином

- Ух ты! Круто. А можно мне?..

И очень скоро студент Леша начнет покупать героин не только для себя, но и для студента Вани, студента Гриши и очень симпатичной студентки Оли. Кстати, анекдот есть такой. Вызвала царица трех добрых молодцев на испытание. Два из них

«спеклись», а третий – взял да выполнил. И всех троих царица отправила в яму. Спрашивается, а третьего за что? А за компанию.

Студенты пробуют наркотики из любопытства, чтобы снять стресс, от безделья и, что самое интересное,

– в надежде «просветлиться». Один студент попробовал коноплю, чтобы отметить свое вступление в мир взрослых. Друзья знали, что с женщинами опыт у него уже есть – и вот думали-думали, и придумали, какой бы такой взрослый подарок сделать ему на восемнадцатилетие. Сделали…

А одна девушка сказала, что она наркотики все равно не попробует, так как, когда училась в школе, к ним приезжали добродушные тетеньки и рассказывали про наркотики, да еще и показывали

«веселые» цветные картинки про них. Другие студенты не пробуют наркотики, когда в среде, где они вращаются, нет наркоманов. Когда в их семьях не просто благополучная, а теплая атмосфера. И очень часто – когда, как они сами выражаются, в их жизни уже есть «наркотики» - любимая работа, например. Ну или… Когда нет денег.

ТЕНДЕНЦИИ

Когда-то, в незапамятные доперестроечные времена, зеленели в районе бывшей гостиницы

“Экватор” целые заросли… Конопли. И, представляете, никто не знал, что это… конопля. А уж что касается героина, то Южакова в те годы, скучая, пролистывала страницы с описанием действия этого наркотика. И не подозревала она тогда, что придет время - и ей придется владивостокцев от него лечить. В аптеках свободно продавались опийсодержащие таблетки, и их иногда покупали те, у кого болел желудок.

“Просто колоться во времена моей молодости было немодно, - задумчиво говорит Ольга Викторовна. - Модным было пить белое вино... И потом, многих наркотиков физически было мало. Вместо героина, например, была маковая соломка. Попробуй, провези несколько здоровых мешков через всю страну с Украины?..”.

Когда открыли границы, к нам вместе с импортными куриными ножками пришел и героин...

...Палка о двух концах: законодательство, ориентированное на права личности. На принудительное лечение соседа-алкоголика по вашему заявлению уже не направят. А наркомана - теоретически можно, практически - сложно, поскольку делается это через суд. Сотрудники наркодиспансера в июне приходят в суд с заявлением

– а слушание назначают на октябрь...

Интересно понять, насколько реально решить проблему силами администрации вузов. Спрашиваю у Ольги Южаковой:

- Идет ректор по коридору, видит студента под действием наркотиков. Что он реально может сделать?

- Сначала имеет смысл доказать, что студент находится под действием наркотиков. Отправить его на медицинское освидетельствование, например. Кстати, принудительно это может сделать только милиция или суд.

- А были случаи, когда за это из вузов отчисляли?

- Были. Хотя с точки зрения закона студент болен, и формально отчислить больного человека из вуза права нет.

Теперь, читатель, надеюсь, вам понятно, почему в девяностых у нас произошел

“героиновый бум”. Везде, и в вузах тоже. После чего растущее количество наркоманов, по мнению специалистов, начало тяготеть к состоянию константы.

Вообще прогнозы на ближайшее наркобудущее Владивостока делать несложно. Новые веяния наркомоды к нам, как и положено, доходят из Москвы. А туда, естественно, из цивилизованной Европы.

Что касается

«глобальных перспектив», то они туманны. С одной стороны, прогресс не стоит на месте - в любой момент может появиться нечто “повеселее” даже героина. С другой - в США во время “революции хиппи” (конец 60-х) произошел точно такой же “наркобум”. Но затем потребление наркотиков планомерно пошло на убыль. Вызвано это было, с одной стороны, сильнейшей пропагандой, с другой – горьким опытом. Это я про «синдром старшего брата»: когда старший умирал благодаря наркотикам, младший выводы делал безо всякой пропаганды...

РОДИТЕЛЯМ

Можно ли поговорить с вашим сыном или дочерью на тему наркотиков так, чтобы это сработало? Отвечает Елена Осадчая, психолог Приморского краевого наркологического диспансера:

- Запомните несколько правил. Во-первых, запретный плод сладок. Так что навряд ли запрет при невозможности контроля будет эффективным. Во-вторых, разговаривайте с ребенком на равных. Контролируйте себя, чтобы разговор не перешел в

“чтение морали”. И в-третьих, конечно же, делайте это только в момент эмоционального расположения. С учетом всего этого, сказать вы можете, например, так: “Ты - вполне взрослый. Все, что я мог тебе привить, я уже сделал. И если возникнет вероятность употребления, если кто-то рядом будет употреблять, выбирать будешь ты сам. Я не смогу ни помочь тебе, ни запретить”. Искренне, на красочных примерах, покажите, как страдают сами наркоманы и сколько горя в семьях, где кто-то начинает. Но смотрите, чтобы не получилось так, что влетело и вылетело.

А дальше - обращайте внимание, куда ребенок ходит, как он выглядит. Резкие перепады в настроении, необъяснимая смена режима дня, дневной сон при нормальной нагрузке, длинные рукава в жару, слишком большие или слишком маленькие зрачки

… Бывает иногда, что подросток на героине сидит, а мама и не знает.

Если есть подозрение, что проба наркотика все же произошла, имейте в виду: очень важно

– усмотреть болезнь на раннем этапе. Вы можете купить тест на наркотики в ближайшей аптеке, а можете - провести анализ в наркодиспансере.

- Они все боятся признаться, так как реакция многих родителей неконструктивная, - говорит Елена Н., мать наркомана, консультант Приморского краевого наркологического диспансера. - Нельзя кричать:

“А, ты - наркоман, я тебя посажу”... Наркомания - не преступление, а болезнь, с которой в одиночестве не справиться. Поняв, что мой сын - наркоман, я повела себя иначе. Я пришла в Приморский краевой наркологический диспансер, посоветовалась, как мне вывести его на откровение. И сказала ему: “Я тебе помогу”. Вот так вам гораздо легче будет убедить вашего сына или дочь начать лечиться.

Большое спасибо всем, кто помог автору сформировать видение проблемы (при этом мое видение может отличаться от видения тех, кто помог это сделать!). Кроме Южаковой О. В., Нестеренко Е. В., Осадчей Е. А. это еще и Самович Владимир Викторович, зав. отделением неотложной наркологической помощи. Спасибо администрации Приморского краевого наркологического диспансера. И еще: сердечная благодарность людям, побеседовавшим со мной, - тем, глубже которых вряд ли кто способен понять, что такое наркотики. Мужества вам и удачи.

Телефоны

Приморского краевого наркодиспансера, по которым могут за помощью обратиться те, кто приобщился к наркотикам

– или их родители:
42-84-79 (для тех, кому до 18)
41-46-29 (для тех, кому больше 18)

Автор: Надежда ДЫШЛЮК, специально для «В»