Над полями ходят тучи хмуро
У полеводов Октябрьского района что ни год, то новая напасть: то продать зерно не могут, то собрать его не в силах. Прошлый год обещал быть хлебным, в смысле - прибыльным. И в общем-то прогнозы оправдались. Шесть тысяч гектаров, засеянных ранними зерновыми, дали редкостный урожай. Убрали его с минимальными потерями, да вот незадача: зерновые удались на территории всего края, и закупочная цена на них резко упала. Но даже и по ней сбыть фураж было крайне трудно. Кое-как распихали, да и то не все.
У полеводов Октябрьского района что ни год, то новая напасть: то продать зерно не могут, то собрать его не в силах
.Прошлый год обещал быть хлебным, в смысле - прибыльным. И в общем-то прогнозы оправдались. Шесть тысяч гектаров, засеянных ранними зерновыми, дали редкостный урожай. Убрали его с минимальными потерями, да вот незадача: зерновые удались на территории всего края, и закупочная цена на них резко упала. Но даже и по ней сбыть фураж было крайне трудно. Кое-как распихали, да и то не все.
Соя тогда тоже выдалась неплохой, хозяева крестьянских хозяйств и коллективы кооперативов района уже потирали руки в предвкушении прибыли, когда на край высыпал ранний и обильный снег. Недели, что он пролежал на полях района, хватило, чтобы соя просто уже не поднялась. Где-то убирали, где-то не стали - горючки больше сожжешь.
В общем-то в прошлом году эта беда постигла весь край, и даже губернатор края Сергей Дарькин в одном из своих докладов подчеркнул, что
«сою мы потеряли» из-за погоды и производители не виноваты. Так-то оно так, но производителям от сознания собственной невиновности не легче - их кошелек совсем отощал.В нынешнем году, чтобы снизить риски с реализацией, в Октябрьском районе решили сократить посевы под зерновые до четырех тысяч гектаров. Так и сделали, но полеводов это не спасло, их подстерегла другая каверза: весенние обложные дожди не позволили провести сев ранних зерновых в оптимальные сроки, затем всходы хорошо прожарила засуха, а сейчас, в сентябре, более чем на месяц позже обычного, дожди не дают завершить жатву.
- Зерновые, конечно, уберем, - заверяет начальник районного сельхозуправления Галина Андреевна Пидюра, - но урожай совсем плох. Зерно квелое, как посевной материал практически не годится.
А главное, урожайность - одни слезы, 8 центнеров с гектара, момент же истины, то бишь момент рентабельности для зерновых, по словам Галины Андреевны, наступает с 20 центнеров. Так что уборка идет себе в убыток и лишь потому, что надо будет зимой чем-то кормить собственное поголовье скота. К слову сказать, в сопредельных районах, например в Хорольском, такая же ситуация.
И опять все надежды на сою, которая на всех занимаемых восьми тысячах гектаров стоит буквально стеной, обещая урожай от 12 до 15 центнеров с гектара. А у этой культуры тот самый момент истины начинается с трех центнеров, так что прибыль производителей может быть весомой. Тем более что с ее реализацией проблем абсолютно никаких не предвидится, более того, сбыт просто гарантирован.
Под ее урожай октябрьцы заключили соответствуюшие договоры с КГУП
«Госпродагентство Приморского края», которое выделило производителям горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, запчасти, а также комбайны по лизингу. За все это, конечно, надо будет расплачиваться, но урожай сои все окупит с лихвой. Если, конечно, опять край не подвергнется обстрелу снежными залпами. Любопытную мысль по этому поводу высказал один механизатор из села Струговка, где базируется одно из основных зерноводческих хозяйств района:- Недавно смотрел по телевизору, как праздновали в Москве День города. Я не завидую, пусть люди гуляют. Но поразила забота руководителей столицы о горожанах: чтобы им хорошо елось и пилось на улице, самолеты разгоняли над ними тучи. Кто вот так же о нашем урожае позаботился бы?
Да, любопытное, надо сказать, наблюдение. И не совсем завиральное. Во-первых, этот факт, действительно, был. И не только в Москве, но еще раньше в Санкт-Петербурге. То есть схема такого влияния на осадки у нас в стране, видимо, уже отработана. И если мы в состоянии разгонять тучи над праздно шатающимся по городским улицам народом, потягивающим пивко, а то и еще что покрепче, то почему бы не спасти уже по сути выросший урожай?
Кстати, когда над Москвой разгоняли тучи, по ОРТ показали еще один репортаж: в одной из центральных областей России гибнет колоссальный урожай пшеницы, не фуражной, а продовольственной, хлебной - дожди положили ее на землю, и зерно проросло в колосе. А это -
«полный абзац», даже на корм скоту оно годится лишь весьма ограниченно.Вот и выходит, что у нашего сельхозпроизводителя кошелек, который он приготовил для прибылей, с дыркой. Что-то в него каждый год, безусловно, засыпается, но с такой же неотвратимой неизбежностью что-то другое высыпается. И заштопать эту дыру никак не удается. Системой субсидий, беспроцентных кредитов ему, конечно, не дают умереть, но и только. Поверьте, зарплате полеводов до вожделенных шести тысяч тянуться еще не менее пятилетки, а может, и больше.
Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, «Владивосток»