Давать на чай - это искусство, или Позолотите ручку, сэр!
Каждый раз, когда мы бываем в ресторане или кафе и наступает время, когда надо оплатить счет, мы начинаем напряженно думать, сколько чаевых надо оставить официанту.
Каждый раз, когда мы бываем в ресторане или кафе и наступает время, когда надо оплатить счет, мы начинаем напряженно думать, сколько чаевых надо оставить официанту.
В следующий раз, когда у вас появятся такие сомнения, вспомните золотые слова: «Клиент всегда прав!».
После хорошего обеда или ужина, когда приходит время рассчитаться, мы начинаем волноваться, как правильно сделать. Необходимо понять, что мы не обязаны оставлять чаевые официанту и имеем право поступить так, как нам хочется. Когда в советское время говорили, что чаевые унижают человека, забывали добавить слово “маленькие”. Чаевые – или давать, или не давать. Услуга – товар скоропортящийся. Если она плоха, то не о чем и говорить. Но если она произведена как обычно, то надо дать обычные чаевые. Оставить какую-то сумму в качестве чаевых в ресторане - значит показать наше удовлетворение качеством сервиса и обслуживания.
Можно сказать, что в России мы знаем, как себя вести. А как же поступают за рубежом?
Каждая страна имеет свое правило оставления чаевых. В некоторых странах, например во Франции, обслуживание уже включается в счет. Поэтому вам не нужно ломать голову над тем, сколько денег оставить или не оставлять вообще. Но все-таки в большинстве стран обслуживание не включается в оплату, и поэтому принято оставлять 10-15 процентов наличных в зависимости от размера счета.
Даже в консервативной Англии пассажир такси обычно оставляет водителю небольшую сдачу. А в отелях принято давать носильщику вашего багажа на чай $1-2 за каждый чемодан. Другим абсолютным минимумом является сумма в $1-2 швейцару, который при необходимости вызовет вам такси или подскажет правильный маршрут, когда вы покидаете гостиницу. В переполненном ресторане, где вы желаете провести приятное время с любимым человеком, советуем предложить небольшую сумму менеджеру, отвечающему за заказ столиков. Благодарный менеджер разместит вас в удобном месте, и вам не придется отстаивать очередь, дожидаясь освободившегося столика.
Оставлять чаевые - это вовсе не обязанность, которую вы должны везде соблюдать. Это - искусство, которым вы должны умело пользоваться в любых ситуациях. Будьте щедры, но помните: не вас обязывают оставлять чаевые, а вы награждаете человека за оказанные вам услуги. Поэтому поступайте так, как вы считаете нужным. Если человек, по вашему мнению, заслуживает поощрения, что ж, оставленные вами чаевые сделают его счастливее.
Автор: Иван САРЕНОВ, специально для «В»