Лирик, прагматик, художник

«Передвижная 0003 - на Восток»… Название и направление стрелкой. На буклете к выставке, которая открылась в галерее «Арка», еще указаны фамилии. Среди них - Шугуров. Напоминает шелест волны. На самом деле Павел вызывает ассоциацию с ртутным шариком - подвижный, пластичный, с живой мимикой. Больше похож на мальчишку, готового сейчас ввязаться в игру, чем на состоявшегося художника.

5 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1422 от 5 сент. 2003

«Передвижная 0003 - на Восток»… Название и направление стрелкой.
На буклете к выставке, которая открылась в галерее «Арка», еще указаны фамилии. Среди них - Шугуров. Напоминает шелест волны. На самом деле Павел вызывает ассоциацию с ртутным шариком - подвижный, пластичный, с живой мимикой. Больше похож на мальчишку, готового сейчас ввязаться в игру, чем на состоявшегося художника.

На самом деле есть и нечто, что отличает дитя от взрослого, - позиция. Выверенная неким опытом, а главное - выросшая из самой сути, изнутри и покоряющая после нескольких минут общения. Ее Паша формулировал, пока мы беседовали, возвращаясь к главной мысли кругообразно, будто завершая движение кистью. Но если кратко, процесс творчества - соединение вдохновения, фантазии и напряженного труда - есть увлекательнейшее и радостное занятие. Путешествие, которому нет конца. Потому и передвижная выставка. Впрочем, передвижная и в буквальном смысле.

Надо сказать, что еще недавно владивостокский зритель мог увидеть работы Шугурова в своем собственном городе. В 2000 году, будучи студентом Дальневосточной академии искусств, Павел делал персоналку, а в 2001-м там же выставился вместе с группой цветной живописи. Поражало буйство красок - ярко-зеленые, красные, желтые. Поначалу они били по глазам, просто хулиганство какое-то. Но постепенно, к удивлению даже очень сдержанных и скупых на восторги зрителей, охватывало некое ощущение радости. Скорее всего передавались Пашино чувство жизни, энергия ртутного шарика. Его тогда безошибочно выделили из числа студентов-живописцев и критики, и искушенные зрители, пристально наблюдающие за восходящими талантами.

…Сегодня Павел Шугуров - петербуржец. Уехал, поступил в Мухинскую академию на монументальную живопись. В прошлом году уже выставлялся в галерее «Борей». И вот теперь оттуда, из цивилизованной столицы, привез сюда свои работы и своих единомышленников - молодых художников из Омска, Новосибирска, Читы, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, которые сегодня учатся в Питере. Кстати, именно так, по-молодежному, Павел его и называет. Но присловье «Питер, бока повытер» ни к Паше, ни к его друзьям не относится. Наоборот, полны энтузиазма, неподдельного, какого-то очень здорового.

- Мы приглашаем зрителя к дискуссии, - говорит Шугуров. - Может быть, не словесной в буквальном смысле. Но художнику и не надо слов. Его язык - живопись. На нем он общается и со своими коллегами по цеху, которые разбираются в композиции и в линии, и со зрителем. Я познаю мир, работая, предлагаю этот взгляд другим. Разделить или подискутировать…

Павел занимается абстрактной цветной живописью. Фовизм, экспрессионизм… Это все, конечно, ему не чуждо. Но сегодня нужно идти дальше, считает Паша, чтобы с помощью цвета передать не самую экспрессию чувств, а все их нюансы, тонкие переходы от воображаемого к действительному. Живописный язык имеет свои законы, принципы, зная которые художник может играть в некую игру, получать удовольствие и стремиться к совершенству. Это как слова: настоящий стилист так точно и красиво сформулирует мысль, что иначе, кажется, и невозможно. Или еще: Пашино мнение - художник занимается интеллектуальным трудом. Концентрируя воображение, в какой-то момент он входит в некий творческий транс. В этот момент случаются открытия. Возвращаешься в повседневность и узнаешь, оцениваешь себя нового…

Самое интересное, что все это замечательным образом уживается с вполне здоровым прагматизмом.

- Надо уметь не только заниматься творчеством с удовольствием, но и жить. А для этого надо зарабатывать. И я нисколько не комплексую по поводу того, что расписываю помещения на заказ - кафе, бассейны. Мои друзья тоже работают - звукорежиссер, компьютерный дизайнер, установщик пластиковых окон. Да что такого? Художник не должен и не может быть нищим. Я считаю, что проблема заработать - из области психологических. Вот говорят, пьют от безысходности. От какой? В прошлом профессионал мог зарабатывать непосредственно творчеством, сегодня надо найти другие возможности. Но ведь от этого творчество превращается еще в больший кайф!

…В эту неделю, пока длится выставка, Паша щедро делится кайфом, если можно так выразиться, со зрителем. Вчера в «Арке» показывали слайды, посвященные современному искусству, обсуждали. К слову, у Шугурова есть собственный взгляд на современное искусство. Художнику сегодня трудно достучаться до зрителя, мы очерствели. И потому язык творчества принимает порой уродливые формы. Чтобы кого-то расшевелить, надо публично зарезать свинью. Паша приводит пример коллег по цеху: один снимал камерой процесс умирания отца. Сейчас собирается печатать и устроить фотовыставку. Другой назвал свой проект, в котором исследует грань пересечения духовного и телесного, «Крайняя плоть». Названием пытается привлечь зрителя, охочего до клубнички. Лукавство, а может быть, ложь. Та самая, которая большая игра.

- Искусство ведь очень взаимосвязано с жизнью, - говорит Павел. - Человек может не осознавать каких-то вещей, но они влияют. Хочет он того или нет.

…Ловлю себя на грустной мысли: «И этот уехал из города нашенского»… Но Паша враз рассеивает грусть:

- Я обязательно вернусь сюда. Питер - замечательный, но там нет таких красок, как во Владивостоке. Там школа восприятия цвета совсем другая, не на чем глаз воспитывать - все серо-белое. Жить нужно здесь, у моря…

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»