Приморье развивается вместе с Россией
- Следует отметить, что третий год подряд бюджет края будет бездефицитным, нацеленным на развитие территории и достаточно новаторским. Он в полной мере отвечает тем задачам, которые ставит перед нами губернатор Приморского края. Формирование краевого бюджета на 2004 год происходит в условиях изменения налогового законодательства - отмены налога с продаж, перечисления платы за пользование биоресурсами в федеральный бюджет, увеличения из налогооблагаемой базы населения социальных вычетов на образование и лечение. В связи с этим из доходов краевого бюджета выпадает от двух до двух с половиной миллиардов рублей.
- Следует отметить, что третий год подряд бюджет края будет бездефицитным, нацеленным на развитие территории и достаточно новаторским. Он в полной мере отвечает тем задачам, которые ставит перед нами губернатор Приморского края. Формирование краевого бюджета на 2004 год происходит в условиях изменения налогового законодательства - отмены налога с продаж, перечисления платы за пользование биоресурсами в федеральный бюджет, увеличения из налогооблагаемой базы населения социальных вычетов на образование и лечение. В связи с этим из доходов краевого бюджета выпадает от двух до двух с половиной миллиардов рублей.
Правда, федеральное правительство предусмотрело ряд компенсационных мер по увеличению нормативов отчислений и ставок по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов федерации. Но расчеты показывают, что суммы компенсации в денежном выражении составят лишь 600 миллионов рублей.
- Тогда каким образом вам удастся сформировать бездефицитный бюджет? За счет субсидий из Федерального фонда финансовой поддержки регионов? Он, говорят, значительно увеличивается по сравнению с прошлым годом…
- Фонд финансовой поддержки регионов согласно проекту федерального бюджета увеличивается в будущем году всего на два процента. Мы, безусловно, будем готовить свои расчеты для получения компенсаций по выпадающим доходам (кстати, в прошлом году федеральный центр выполнил свои финансовые обязательства перед Приморским краем на 100%), но Приморье уже третий год на помощь из Москвы особенно не рассчитывает. Мы умеем зарабатывать деньги сами и за последние два года вдвое увеличили долю собственных доходов краевого бюджета. Так, в 2001 году доходы консолидированного бюджета территории составили 15 млрд. 559 млн. рублей, в том числе собственные доходы – 9 млрд. 193 млн. рублей, а средства Федерального фонда финансовой поддержки – 6 млрд. 366 млн. рублей. В 2002 году в консолидированный бюджет Приморья поступило 20 млрд. 391 млн. рублей, в том числе собственных доходов – 13 млрд. 49 млн. План бюджета текущего года по доходам утвержден в сумме 24 млрд. 326 млн. рублей. Только собственных доходов мы планируем собрать до конца года 16 млрд. 767 млн. рублей.
Федерация в первую очередь оказывает поддержку тем регионам, в которых уровень расходов по заработной плате составляет более 50% расходной части бюджета. Именно для этих целей в федеральном бюджете создан специальный фонд в размере 21 миллиарда рублей. Мы же на зарплату бюджетникам тратим не более 33% расходной части бюджета.
А бездефицитный и, я бы сказал, реалистичный бюджет мы формируем, ориентируясь на экономику. Мы предполагаем прирост валового регионального продукта 5,5-7%. Рост промышленного производства в Приморском крае в будущем году прогнозируется на уровне 2,8%, в том числе по сельскому хозяйству – 3%. Мы рассчитываем на значительный прирост инвестиций. Значительно возрастет средняя заработная плата приморцев - до 7340 рублей в месяц. Эти базовые показатели были использованы для расчета доходов бюджета следующего года. Согласитесь, новый подход принципиально отличается от предыдущей практики, когда посчитали, сколько у нас расходов, и, соответственно, выставили сумму доходов.
Таким образом, главные элементы, оказавшие влияние на формирование доходной части краевого бюджета на 2004 год, - это снижение налогового бремени и безусловное увеличение валового регионального продукта.
- В бюджетном послании губернатора Сергея Дарькина депутатам краевого Законодательного собрания говорится, что основным элементом бюджетной идеологии краевой администрации в 2004 году явится отказ от сметного финансирования бюджетной сети и переход к оплате в соответствии с получаемым населением результатом. Можете пояснить, что это означает на практике?
- Переход к оплате бюджетных учреждений в соответствии с оказанием ими услуг позволяет финансировать реальные услуги, которые оказываются населению. Краевой бюджет будущего года по расходам поделен на две части – текущие расходы и вторая часть бюджета. Она касается финансирования целевых программ. И не только в культуре, образовании, здравоохранении. Это строительство дорог, в частности Некрасовской развязки во Владивостоке, это большая программа ремонта и строительства муниципальных дорог по всему Приморью. Это программы строительства жилья для молодых семей, развития ипотечного кредитования, переселения людей из ветхого и аварийного фонда. Вы знаете, что на капитальный ремонт и строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства мы уже третий год подряд тратим по 500 миллионов рублей. Это концептуальные направления нашей работы.
Например, с этого года по управлению культуры мы платим не за содержание клубов, а за концерты, концертную деятельность - вот это мы оплачиваем, а не содержим здания вместе со штатом. Это происходит и в медицине. Ведь фонд обязательного медицинского страхования оплачивает услугу: я пришел, меня пролечили, ФОМС оплачивает лечебному учреждению эту услугу, а не содержание самой больницы. Мы рассчитали, что в текущем году бюджетная обеспеченность каждого жителя Приморского края не может быть ниже 4700 рублей. И где бы он ни проживал – в отдаленном селе или краевом центре – любой житель Приморья имеет право получить услуги, оплачиваемые бюджетом на эту сумму. В проекте бюджета 2004 года бюджетная обеспеченность одного жителя Приморья увеличена до 6 тысяч рублей.
- Александр Иванович, цена снижения налоговой нагрузки на экономику Приморья – это два миллиарда недополученных краевым бюджетом доходов, так? И что край получит взамен?
- Снижение налогового бремени на экономику, во-первых, позволит легче жить приморским предприятиям и бизнесу края. Мы планируем увеличить долю малого предпринимательства в структуре ВРП до 30-40%. Стратегически это позволит Приморью значительно увеличить качество транспортной инфраструктуры края и энергетики, повлияет на развитие строительного бизнеса. А эти позиции совпадают со стратегическими задачами федерального центра. Во-вторых, снижение налогов даст толчок развитию переработки биоресурсов – это тоже ценно как для края, так и для России. Увеличатся темпы добычи ресурсов – тоже в интересах и региона, и страны. Мы ожидаем существенной отдачи от малого предпринимательства и малого бизнеса в крае.
- Около половины расходной части краевого бюджета в 2004 году планируется израсходовать на социальные нужды, причем рост расходов на образование увеличивается более чем на 300 процентов. Почему вы пошли на такие расходы именно на образование, а не, допустим, на здравоохранение?
- В соответствии с решением Госсовета страны и подготовкой закона о разделении функций бюджетов определено, что финансировать среднее образование обязаны именно субъекты федерации. А раз так, то мы должны консолидировать все средства на финансирование расходов образования. И это не только зарплата учителям, но и качество учебного процесса – обеспечение школ современным оборудованием, учебными пособиями, спортинвентарем, компьютерами. Мы начали эту работу в нынешнем году, продолжим ее и в следующем. Именно поэтому в бюджете края так существенно возрастают расходы на образование. Это включает в себя запланированный 33-процентный рост зарплаты бюджетникам и 16-процентный рост коммунальных платежей.
Наиболее существенно в будущем году мы увеличиваем расходы на развитие физкультуры и спорта, особенно детского, потому что мы просто обязаны воспитать детей здоровыми. В частности, по решению губернатора Сергея Михайловича Дарькина мы закладываем в бюджет по этой статье расходы на строительство во Владивостоке крупного краевого спортивно-оздоровительного и концертного центра. Кроме того, 10 крупных спортивно-оздоровительных комплексов будут строиться по всему Приморскому краю.
- Александр Иванович, в России наметилась тенденция, когда год от года бюджетам муниципальных образований денег остается все меньше, а в то же время бюджет субъекта федерации увеличивается. Почему?
- Если говорить о Приморье, то это происходит потому, что краевой бюджет с каждым годом берет на себя все большие обязательства по финансированию здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства и так далее. И не просто берет, но и четко исполняет все свои обязательства. И это является серьезным фактором стабильности в экономической и социальной сферах Приморского края. Доверие к нам растет и у приморцев, и у иностранных инвесторов, и у федеральных органов власти. Ведь людям не так важно, кто оплачивает ремонт дорог и строительство новых котельных, главное для них, чтобы в домах были тепло и свет, чтобы они вовремя получали зарплату, чтобы ездили по хорошим, удобным дорогам.
Централизация средств была оправдана и необходима с экономической точки зрения. Ведь когда мы в 2001 году проанализировали всю структуру финансовых обязательств и финансовых потоков, то столкнулись с тем, что не было денег даже для обеспечения текущих расходов - на зарплату бюджетникам, погашение долгов края и муниципальных образований. В той ситуации полного кризиса управления мы обязаны были действовать жестко и однозначно, принимать, может быть, не самые популярные меры, в том числе максимально централизовать средства в краевом бюджете и сделать минимальными бюджеты городов и районов.
Централизованные средства краевого бюджета мы пустили на решение целевых задач, причем опять же именно по территориям муниципальных образований. Те же краевые губернаторские программы «Школьный автобус», «Компьютеризация сельских школ», «Квартира молодой семье» и ряд других не могли быть решены иначе.
Я лично очень уважаю всех глав городов и районов и могу сказать, что ни один руководитель муниципального образования ни разу не сказал, что его территорию ущемили в интересах других. Мы придерживаемся позиции равного подхода к формированию бюджетов, к финансированию целевых программ во всех муниципальных образованиях.
- Сейчас много говорится о необходимости введения социальных стандартов в России, то есть расчета минимальных социальных обязательств государства перед гражданами. Как вы относитесь к этому?
- Я считаю, что идеология социальных стандартов пока у нас в стране трудноосуществима. В любом случае, даже если будет принят законопроект о социальных стандартах и будут прописаны все нормативы социальной обеспеченности граждан, допустим, жильем, коммунальными услугами, услугами здравоохранения, образования, культуры, – эти стандарты все равно не будут совпадать с финансовыми ресурсами бюджетов.
У нас в Приморье, к сожалению, очень высокий уровень стоимости жизни из-за того, что очень дорого обходятся энергоресурсы. Именно на выравнивание уровня стоимости жизни по отношению к другим регионам страны у нас уходит много и бюджетных средств, и личных доходов населения. Губернатор Приморского края не случайно такое большое внимание уделяет энергетической проблеме – строительству нефтепровода и газопровода. Если мы получим доступ к российскому энергетическому рынку, то существенно сможем улучшить качество жизни приморцев.
Автор: Ольга АКСАКОВА, «Владивосток»