На почте из копейки сделают миллиарды
Когда вы покупаете конверт, почтовую открытку, вы платите небольшие деньги. Подписка на газету стоит дороже, но все равно не так уж много. Однако работа почты всегда и была примечательна тем, что из копеек там складывают крупные суммы, обеспечивающие содержание системы почтовой связи.
Когда вы покупаете конверт, почтовую открытку, вы платите небольшие деньги. Подписка на газету стоит дороже, но все равно не так уж много. Однако работа почты всегда и была примечательна тем, что из копеек там складывают крупные суммы, обеспечивающие содержание системы почтовой связи.
Начальник управления Федеральной почтовой связи Приморского края Федор Пугин работает в связи с 1953 года. Почтой в Приморье занимается с 1973 года, а в октябре 1993 года, когда почта выделилась в самостоятельную структуру - управление почтовой связи, возглавил это предприятие.
Тогда почта была убыточной отраслью. Она имела очень разветвленную систему, совершенно не оправданную с экономической точки зрения.
- Я прекрасно знал ее недостатки, так как сам принимал участие в ее развитии, - говорит Федор Пугин. - Так было нужно, ведь в партийные времена заботились не об экономической целесообразности, а о повышении количества почтовых отделений. Бывало, почтовики рапортовали: “В этом году нами открыто 15 отделений связи!”. А это означало, что в 15 селах были выделены и оборудованы помещения, в которых работали несколько человек, принимавших по одной посылке и два перевода в месяц. Все это требовало средств и не приносило никакого дохода.
В 1993 году за первые 3 месяца самостоятельной работы убытки составили 1,5 миллиарда рублей. Это, естественно, сказывалось на зарплате. Ведь сначала почтовикам нужно было заплатить налоги, оплатить электричество, транспортные расходы, чтобы предприятие хоть как-то работало. В начале 1994 года зарплату не выдавали по 2-3 месяца. “А я, как начальник управления, при той организации работы даже не видел перспективы,” - говорит Федор Пугин.
В принципе правительство должно было выделять почте специальную дотацию. Но уже тогда бюджетники месяцами не получали зарплату, и Федор Калинович посчитал, что своих денег почтовики не получат. Пришлось строить работу по своим доходам. Прежде всего необходимо было закрыть убыточные почтовые отделения.
Но как закрывать? “Мы начали изучать опыт работы зарубежных стран: США, Франции, Германии, Японии, - говорит Федор Пугин. - Я сам работал в Германии 20 дней. Сначала нам читали лекции, потом возили по стране. Там ведь тоже масса маленьких деревушек, где нет специальных почтовых контор, но людей ведь как-то обслуживают? А секрет в том, что почту там принимают в магазинчиках или на бензоколонках и т. п.
В Приморье до 1993 года тоже было около 300 сел, в которых не было отделений связи. Практически в каждом районе было до 10 и более таких населенных пунктов. Но в каждой деревне всегда был почтальон, который мог не только доставлять почтовые отправления и печать, но и принимать и оформлять почтовые отправления, отвечая за их сохранность.
Специалистами управления почтовой связи была разработана программа экономического преобразования, направленная на активизацию доходов и сокращение нерациональных затрат. Одним из ее пунктов было сокращение убыточных рабочих мест и отделений связи. Например, в Арсеньеве вместо 12 отделений было оставлено 7. Всего же было закрыто около 180 отделений и сокращено примерно 2300 человек. Это позволило значительно уменьшить расходы почты. Потом пришлось подумать об источниках доходов.
- Например, сейчас идет подписка на 2-е полугодие. Это дело наше, почтовое, - говорит Федор Пугин. - И где бы ни выписывали газеты и журналы, мы все равно будем возить, пусть даже это будет самая глухая деревушка. Ни для кого не секрет, что объемы подписки в крае значительно упали. До 1990 года на тысячу человек населения приходилось 2 тысячи экземпляров печатной продукции. Сейчас это количество упало до 316 экземпляров. Но все равно в крае у нас постоянно работают 250 машин. И мы подумали: а почему бы почти пустую машину, которой все равно нужно ехать в район, не загружать продуктами и товарами народного потребления? Так и сделали. Теперь в некоторых отдаленных районах почтовый фургон - все равно что автолавка.
Есть и другие способы зарабатывания денег. Например, продажа конвертов и открыток приносит почте около 18 процентов дохода. Но для того, чтобы привлечь внимание покупателя, нужен красивый конверт. Мало того, нужно сделать так, чтобы потребитель его увидел и захотел послать письмо. На почте, где открытки стоят в ряд, их мало кто увидит, так как люди на почту ходят редко. Средняя семья, например, отправляет посылку раз в 3 года, перевод - раз в год. Значит, нужна реклама, выходящая за стены предприятия связи. То же самое и с подпиской, доход от которой составляет 22 процента. Люди могут остаться без газет просто потому, что им не напомнили о том, что она идет. Опять же нужна реклама.
В результате предпринятых мер к октябрю 1996 года Приморское управление почтовой связи полностью расплатилось со всеми долгами и начало зарабатывать стабильную прибыль.
Однако для почты это не предел. Наращивание прибыли продолжается, активизируется работа по нетрадиционным услугам, таким как коммерческая деятельность, прием платы за электроэнергию, внедрение новых видов услуг почтовой связи.
Одной из доходных статей является распространение периодических изданий по подписке. Край входит в десятку самых “читающих” регионов России, на тысячу человек здесь приходится 316 экземпляров подписной продукции. Но лидируют здесь Башкирия и Якутия (соответственно 502 и 480). Почтовики надеются все же внушить приморцам, что мы ничуть не хуже башкиров и якутов и должны читать больше, чем сегодня. От этого будет лучше всем: и издателям, и почте, и ее клиентам - нам с вами.
Автор: Сергей ЧЕЧУГО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), “Владивосток”