Не в атоме счастье

Всем приморцам слишком хорошо известно, что такое “энергокризис” в период “расцвета перестройки”. Может быть, поэтому жители края порой излишне доверчивы и готовы поверить спецам из “Атомэнерго” и их сторонникам, что весь мир не только давно, широко и повсеместно использует АЭС в экономике, но и считает этот источник энергии чуть ли не самым перспективным на будущие века.

23 май 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №142 от 23 май 1997

Всем приморцам слишком хорошо известно, что такое “энергокризис” в период “расцвета перестройки”. Может быть, поэтому жители края порой излишне доверчивы и готовы поверить спецам из “Атомэнерго” и их сторонникам, что весь мир не только давно, широко и повсеместно использует АЭС в экономике, но и считает этот источник энергии чуть ли не самым перспективным на будущие века.

Это ложь! И ложь далеко не “святая”. Московское и приморское “атомное лобби” сознательно разваливает угольный ТЭК края. Это делается, чтобы поставить приморцев на колени и заставить нас с вами принять атомные станции и радиоактивные могильники как панацею от всех бед. Что будет потом, лоббистов атомной энергетики мало волнует, свои дивиденды они будут получать далеко от чадящих радиацией приморских АЭС, может быть, в Москве, Петербурге или Нижнем Новгороде.

Проблема по АЭС очень серьезная. В феврале-марте текущего года мне пришлось давать независимую экспертную оценку на технико-экономическое обоснование (ТЭО) строящейся Приморской АЭС. Данное ТЭО на Прим-

АЭС представило нижегородское отделение “Атомэнерго” Министерства атомной энергии РФ. В силу высокой сейсмической опасности, неблагоприятных сейсмотектонических, инженерно-геологических и природно-климатических условий площадок для размещения наземных и подземных реакторов

ПримАЭС я вынужден был дать отрицательную оценку на целесообразность сооружения АЭС в Приморье...

Между тем альтернатива приморским АЭС существует, и будущее энергетики края в ХХI веке - нефть и газ.

Вообще если говорить об общем энергопотенциале, то экономику любой страны определяют ресурсы нефти и газа, и достойной альтернативы этим источникам в ближайшем будущем не предвидится: здесь и речи не может быть о сравнении углеводородов с атомными станциями, это соответственно как боксер-тяжеловес и захудалый третьеразрядник в боксе. Общемировые показатели выработки энергии таковы: 75 проц. - за счет нефти и газа, около 20 проц. (включая электроэнергию) дает уголь, на остальные источники энергии приходится всего 5 проц. (сюда входят АЭС и ГЭС). И очевидно, такое соотношение - не результат “отсталости и консерватизма” правительств и энергетиков цивилизованных стран. Именно нефть определяет во многом политику великих государств. Она сравнительно экологически чиста при сжигании, и никакая АЭС несравнима с нефтью по безопасности. Увы, мировая “семерка” контролирует нефтепотоки на планете, Россию в этот процесс не допускают и, вероятно, никогда не допустят. России сулят только АЭС...

При эксплуатации АЭС в Приморье почти неизбежны такие экологические “бомбы замедленного действия”: штатные выбросы законтурных вод в реку, штатные выбросы в атмосферу, мелкие радиационные аварии и неполадки, крупные аварии типа чернобыльской, накопление ядерного топлива и токсичных отходов, серия ядерных “могильников” в крае, прием отходов в могильники из других стран и регионов и т. д. Через 40 лет потребуется полный демонтаж АЭС после выработки “моторесурса”. На все это требуются огромные денежные затраты. И только ради того, чтобы “электроны” от АЭС гнать на продажу за рубеж?

Неужели сторонники АЭС подавят конкурентов из нефтяного и газового ТЭКа?

Есть ли нефть и газ в Приморье?

Для начала короткий экскурс в историю вопроса.

Углеводороды известны человечеству с древних времен. Большую нефть планеты открыли, однако, только в 40-70-х годах нашего столетия. Относительно оценки общих запасов нефти и газа в Земле существуют противоречивые мнения. Одни “компетентные специалисты” говорят, что скоро ресурсы углеводородов иссякнут. Другие утверждают: “Нефти у нас - сколько воды во всех океанах!” Это полярные оценки. “Отрицатели” нефтяных перспектив уже неоднократно ошибались крупно и “съедали свои шляпы”.

Так, главный геолог геологической службы США Д. Уайт примерно в 1920 году заявил, что подсчитанные запасы нефти США будут израсходованы к 1940 году. Но добыча ее возросла, а нефтяные запасы США увеличились за счет усилий геологов.

В СССР до тюменской нефти ученые мужи тоже ломали копья, когда будет добыта последняя тонна “черного золота”. Но ударили тюменские нефтяные фонтаны, и скептики притихли.

По осторожным оценкам экспертов, сейчас потенциальные запасы нефти и газоконденсата на планете составляют от 300 до 400 млрд. тонн. Добыча нефти к 2000 году может достигнуть 4 млрд. тонн в год. Так что перспектива есть. Наши прогнозы по углеводородам, которые базируются на новой концепции планетарной геодинамики и неорганической природе нефти, дают другие оценки: 1500-2000 млрд. тонн ресурсов.

А что касается нефти в Приморье, то в этой связи почему-то приходит на память история с Кувейтом. До 1938 года специалисты по прогнозу углеводородов считали эту страну бесперспективной на нефть. Но после открытия первого уникального месторождения бывшие скептики признали: Кувейт “плавает в море нефти”.

Что-то подобное уже лет 25-30 наблюдается и на Дальнем Востоке России. Нефть и газ известны на Сахалине, Камчатке, в Якутии, на Охотоморском шельфе. В других районах Дальневосточного региона поиски углеводородов давно свернуты. Между тем, по оценкам ряда специалистов, регион располагает громадными нефтегазовыми ресурсами, они не меньше прогнозов по территории Китая, а с учетом шельфа морей могут превзойти запасы нашего соседа по АТР. Но эти прогнозы надо подтвердить геологоразведкой.

Нефть искали неправильно

Природа умеет прятать нефтегазовые сокровища! Благо, геологическая наука научилась находить подземные клады.

Увы, поиск нефти и газа в Приморье в 60-е годы фактически не дал положительных результатов. Нефтяной “клондайк” Приморья не был открыт, однако только потому, на мой взгляд, что неверно было выбрано направление поисковых и нефтеразведочных работ.

Во-первых, ожидали найти “легкую” нефть быстро, на ура, и на небольшой глубине - не глубже 1000-1200 метров. Только здесь - не нефть, а “слезы”: именно такие отдельные проявления нефти и газа выявили поиски 30-летней давности. Пробуренные тогда скважины не достигли скрытых подземных кладовых, которые, по нашим геолого-геофизическим данным, находятся на глубинах 2,5-5,5 км, а иногда даже до 7,5 км. Бурились же скважины 1-1,5 км. Одна скважина в районе Уссурийска пробурена до 2,8 км. До нефти многие скважины не дошли, но проявления углеводородов зафиксировали.

Во-вторых, нефть искали здесь в молодых отложениях и в верхней части разреза, разбитой, как тарелка на осколки, разломами и разрывами. С глубиной разломы “залечиваются”, что способствует сохранности нефти и газа в залежах. Третье упущение связано с тем, что за аналог был принят “азербайджанский вариант месторождений”. Таких объектов в Приморье нет.

Сим-сим, откройся!

Но большая нефть в Приморье все-таки есть: существует целый ряд новых благоприятных геофизических, геологических и геохимических критериев. По аналогии с китайскими месторождениями (нефтегазоносный бассейн Суньляо) нефть Приморья может находиться в тектонических ловушках, и это сам по себе любопытный аспект. Дело в том, что Приморье и Владивосток расположены в сейсмоопасной зоне, однако у этого неприятного для людей факта есть другая сторона. В области сейсмической опасности функционируют универсальные механизмы “гравитационного насоса” и “сейсмодинамического насоса”. Это означает, что сильные землетрясения разрушают нефтегазовые залежи, а мелкие и частые, как насос, накачивают легкие углеводороды в ловушки и формируют крупные месторождения нефти и газа. Именно такая сейсмодинамическая схема действует в Приморье, как и в других нефтегазовых провинциях мира.

Уже сейчас специалистами края дано обоснование для ряда перспективных площадей в районе Лучегорска, Артема, Партизанска, Приханковья, Хасана, где можно ожидать промышленных скоплений углеводородов в интервале глубин 3-5,5 км. Есть перспективные объекты и вблизи Владивостока - на полуострове Муравьева-Амурского, острове Русском, на шельфе залива Петра Великого, в акватории Японского моря (российский сектор). И главная нефть - это нефть “Пяти км”! Туда, к нефтяному горизонту, на глубину 5 километров, и надо обратить взгляды исследователей.

Умирающие шахтерские поселки в Приморье могут стать процветающими нефтяными

Что же нужно, чтобы подтвердить прогнозы ученых? На первом этапе глубоких нефтепоисков необходимо выполнить детализационную геофизику и пройти 3-5 скважин глубиной 5 км с соблюдением всех мер предосторожности, с выполнением всех специальных геотехнологических операций. Для этого нужны: деньги и инвесторы; опытные специалисты-нефтяники и буровики; специальное нефтегазопоисковое оборудование; научно-техническое и геолого-геофизическое обеспечение; а также желание приморских властей и Министерства природных ресурсов РФ поддержать нефтепоисковую эпопею в Приморье.

К сожалению, скоро только сказка сказывается... Раньше достаточно было “пробить” в Мингео СССР строку финансирования по отрасли “нефть” для ПГО “Приморскгеология”, и механизм был бы запущен сразу. Сейчас сложнее. Объединение “Дальгеолинформ” подготовило уникальный отчет о наиболее перспективных площадях на поиски нефтегазовых месторождений. Этот отчет принят Всероссийскими геологическими фондами и фондами Приморгеолкома. Проводится лицензирование участков. Достигнута предварительная договоренность по нефтепоискам с руководством одного из крупнейших нефтяных акционерных обществ России, которое поверило в нашу идею промышленной нефти Приморья. Это объединение готово начать первый этап специальных геолого-геофизических и буровых работ в крае. Параллельно их специалисты могут вести интенсивное обучение собственных кадров нефтяников для Приморья из числа высвободившихся шахтеров и углеразведчиков. Но нужны спонсоры, нужны оборотные средства, которых пока нет. И ждет нефть своего купца Морозова, который мог бы стать “приморским Нобелем”. И висит в воздухе нефтяная эпопея Приморья. А ведь своя нефть навсегда бы покончила с “грязными” АЭС и энергокризисами в крае. Кроме того, это было бы достойным перепрофилированием угольной промышленности. Иначе “атомщики” с помощью своих АЭС положат угольщиков Приморья не только на обе лопатки, но и в “могильники”.

Автор: Валерий АБРАМОВ, доктор геолого-минералогических наук, профессор, специально для “В”