ФСБ против ученого: казнить нельзя помиловать
Приговор по делу о разглашении государственной тайны профессором Щуровым был оглашен вчера под бдительным оком телекамер. Для начала судебная коллегия по уголовным делам Приморского краевого суда оправдала профессора Щурова за попытку вывезти в 1999 году в Китай акустические системы «за отсутствием состава преступления».
Приговор по делу о разглашении государственной тайны профессором Щуровым был оглашен вчера под бдительным оком телекамер. Для начала судебная коллегия по уголовным делам Приморского краевого суда оправдала профессора Щурова за попытку вывезти в 1999 году в Китай акустические системы «за отсутствием состава преступления». Но тут же признала Щурова Владимира Александровича виновным в разглашении государственной тайны (статья 283 часть первая УК РФ). Ученому назначена мера наказания в виде лишения свободы на два года условно с ограничением права заниматься определенным видом деятельности. Однако следующим абзацем приговора он был освобожден от наказания по амнистии. Подписка о невыезде с него снята. Впрочем, приговор еще может быть обжалован в Верховном cуде России…
Как и предсказывал «В», возобновление на прошлой неделе в Приморском краевом суде процесса по делу профессора Щурова стало, по сути, финальной частью разыгрываемого несколько лет шпионского трагифарса. После того как суд в начале июля получил результаты повторной государственной экспертизы, которая фактически повторила уже имевшееся заключение Российской академии наук о том, что Владимир Щуров – совсем не шпион и все имеющиеся в его деле данные получены из открытых источников, стало ясно: контрразведчики должны быстренько разыграть финал. Для сохранения хорошей мины при плохой игре.
Так и произошло. Следствие велось без малого четыре года, а прения сторон – одна из основных составляющих любого процесса - уложились в несколько часов. Какого наказания потребовал государственный обвинитель для подсудимого - за «разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены», - такое и было вынесено.
Вчера профессор Владимир Щуров выступал на судебном процессе со своим последним словом. Он заявил, что согласен на любой приговор суда, лишь бы только получить свободу работать и перемещаться. Подсудимый резко отозвался о деятельности спецслужб по отношению к российской науке, сказав, что с таким отношением к своим ученым российские спецслужбы никаких положительных результатов не добьются и наука от этого лучше не станет.
«Если посмотреть в будущее, то отечественную науку не ждет ничего хорошего, - заявил Владимир Щуров журналистам после окончания своего выступления на суде. - Уже давно государство не занимается ее достаточным финансированием, наука просто не востребована в России. Все, что сейчас пишется и делается, может быть использовано только за рубежом». Как считает Владимир Щуров, после четырехлетнего вмешательства в его научную деятельность сотрудников Федеральной службы безопасности его уникальная лаборатория практически уничтожена и новое научное направление «векторная акустика», лидером в области которой являлся Тихоокеанский океанологический институт ДВО РАН, погибло.
Во всяком случае, погибло для России, потому что вряд ли после перенесенных в процессе следствия унижений и потерь известный российский ученый сможет найти силы для того, чтобы с энтузиазмом продолжать свою работу в нашей стране. Тем более что, по данным мировых информационных агентств, доктору технических наук Владимиру Щурову уже сделан ряд предложений ведущими зарубежными научными центрами.
У подавляющего большинства наблюдателей произошедшее не вызывает (да и не может вызывать!) никакого иного чувства, кроме чувства глубокого стыда. После «дел» академика Акуличева и профессора Сойфера за процессом Щурова следил без преувеличения весь мир; недоверчивые могут посмотреть на сайты и новостные ленты ведущих информационных агентств. Говорить после этого - в третий раз подряд! - о каком-то профессионализме сотрудников, четыре года пытавшихся доказать недоказуемое, можно теперь только на корпоративных торжественных собраниях. А иначе люди засмеют…...
Автор: Отдел оперативной информации, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»