Палки в колеса
Когда президент говорит о том, чтобы убрать излишнюю опеку малого бизнеса, снять административные барьеры на пути предпринимательства, не все понимают, что он конкретно имеет в виду. Конфликт между лесозаводскими чиновниками и тамошними пассажирскими перевозчиками - наглядный пример. Первые хотят добровольно-принудительно “объединить” вторых, а будут сопротивляться - выпихнуть с городских маршрутов.
Когда президент говорит о том, чтобы убрать излишнюю опеку малого бизнеса, снять административные барьеры на пути предпринимательства, не все понимают, что он конкретно имеет в виду. Конфликт между лесозаводскими чиновниками и тамошними пассажирскими перевозчиками - наглядный пример. Первые хотят добровольно-принудительно “объединить” вторых, а будут сопротивляться - выпихнуть с городских маршрутов.
МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ПО-НОВОМУ
Писать про автобусников - дело неблагодарное. Народ у нас их почему-то не любит. Как, впрочем, и они возить льготников бесплатно. Но лесозаводский случай - особый. Именно поэтому мы откликнулись на письмо уставших доказывать свою точку зрения предпринимателей.
Когда-то всеми перевозками в городе и районе занималась автоколонна 2032 ОАО “Приморавтотранса” (директор - Николай Шестаков, замдиректора - Михаил Трушин), но не вписалось предприятие в рынок. Из его остатков было создано МУП “Пассажирские перевозки”, которое тоже вскоре развалилось. И тогда вышеупомянутые товарищи создали при согласии администрации некоммерческое партнерство пассажирских перевозок “Транс-экспресс”. Возглавил его Михаил Трушин. Он заключил с администрацией города договор на выполнение муниципального заказа, согласовывал маршруты и графики движения, тарифы. Всех все вроде бы устраивало. Но тут администрация решила подзаработать денег и выдвинула идею создания на базе “Транс-экспресса” центральной диспетчерской службы (ЦДС). Штатное расписание из 17 человек (немалая бригада) утвердил глава, поставив и этой структурой руководить опять же Трушина. Причем дополнительные регулярные солидные взносы в ЦДС с каждого посадочного места перевозчиков установил сам мэр.
- ЦДС превратился в орган,- комментирует эти факты автоперевозчик Александр Попов, - который стал обирать предпринимателей. Мы посчитали эти поборы незаконными, от чего и пошел весь сыр-бор. Активно противостоят административному давлению четыре автоперевозчика. В сумме это около 30 автобусов. Но поддерживают нас практически все. Просто многие боятся и не верят, что можно отстоять свои права. Теперь нас хотят столкнуть с населением, хотя стоимость проезда в наших автобусах – 5 рублей. А на транспорте лояльного к администрации перевозчика ООО “ЛПП”, выполняющего муниципальный заказ, - 6 рублей.
ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА
Тут не обойтись без еще одного субъекта конфликта – это ООО “Лесозаводские пассажирские перевозки” - “ЛПП”. Учредил его и возглавляет неслучайный человек - бывший директор той самой пассажирской автоколонны 2032 Николай Шестаков, в соучредителях там известный нам уже его коллега Михаил Трушин. Это в их “ЛПП” администрация передала остатки чуть живого автотранспорта от обанкроченного МУП “Пассажирские перевозки”, тех самых автобусов, которыми эти руководители “рулили” еще много лет назад. Интересная, между прочим, преемственность. Видя, что перевозчики отказываются содержать лишнюю надстройку - центральную диспетчерскую службу, муниципалы пытаются сейчас расторгнуть действующие договоры и передают функции организации и управления пассажирскими перевозками удобному для себя ООО “ЛПП”. То есть одному из конкурентов на рынке пассажирских автоперевозок! Остальным перевозчикам тут же предложили работать “по-новому”. Но многих - например, Д. А. Корзухина, А. Н. Гоманюка, Н. Ю. Попову и
И. А. Никишина - новый договор не совсем устраивает, и они обратились в администрацию со своими предложениями. Там даже не стали их обсуждать. Специалист горадминистрации по транспорту, в прошлом местный спортивный комментатор Виктор Пелевин, как судья на поле, бескомпромиссно показал возмутителям спокойствия на одиннадцатиметровый: или подписываете на наших условиях, или с вами вообще не заключают договор. Другой же чиновник - замглавы Калашников - и вовсе посоветовал предпринимателям возить на своих красивых автобусах навоз на федеральных дорогах.
Образы - это хорошо, но навязываемый документ действительно с двойным дном. Кроме “заказчика” в лице главы города Николая Воробьева и “перевозчика” в лице предпринимателя, в тексте, конечно же, то самое ООО “ЛПП”. И призвано оно по проекту договора определять, кто на каких линиях будет работать, за ним закрепляется право технического и медицинского контроля и прочее. И за все это “ЛПП” надо платить большие деньги. Заметьте, не налоги государству, а такому же перевозчику, как и другие, конкуренту! Во-первых, это просто наглость. А во-вторых, лицензированный перевозчик в перечисленных навязываемых услугах не нуждается. Все это предусмотрено условиями лицензирования.
Интересно, что и бюджетное финансирование перевозок льготников администрация собирается осуществлять через ООО “ЛПП”. Это вообще оставим без комментариев…
Между тем лесозаводчане делают свой выбор. Они предпочитают ездить на комфорных импортных автобусах с кондиционером за пять рублей и пропускают пропахший бензином бывший муниципальный транспорт “ЛПП”. К тому же, говорят они, трястись на старых “лиазах” и “пазиках”, небезопасно. То у них тормоза откажут, то загорятся, а то и вовсе в ДТП попадут. Такие случаи у всех в городе на слуху.
ЗАВТРА НЕ НАСТУПИТ НИКОГДА
Но администрация Воробьева лучше знает, на чем надо ездить народу. Городская комиссия по пассажирским перевозкам уже лишила оппозиционных перевозчиков права работать на маршрутах города на месяц. Кстати, директор и учредитель ООО “ЛПП” Николай Шестаков, Михаил Трушин и Владимир Пелевин - члены этой комиссии, и конечно же, их рвение понятно. Но этого мало. Не найдя никаких других зацепок, чиновники к разборкам подключили краевые инстанции. Из ГИБДД приезжал недавно один полковник. Говорят, знакомый Шестакова. От безысходности опальные перевозчики обратились к нему с предложением проверить муниципальный транспорт хотя бы на предмет соответствия узлов и агрегатов – бывшие водители тех машин утверждают, что там не все в порядке. Инспектор глянул на часть древнего автопарка, нарушений не нашел и уехал восвояси. Словно в отместку администрация тут же попросила местную милицию остановить автобусы жалобщиков. Те быстро изъяли у водителей документы и отправили автобусы в ГОВД для выяснения обстоятельств. Правда, каких - непонятно. Продержав для “порядка” водителей в милиции примерно три часа, отпустили, догадавшись, что действуют хоть и по прихоти мэра, но все же незаконно.
Власть вырыла топор войны. Недавно, например, отправила в Дальнереченское отделение Ространсинспекции ходатайство о лишении лицензии строптивых автобусников. Но там, не найдя оснований, пока выполнение просьбы отложили. Автоперевозчики понимают, что теперь им отступать уже некуда. И они готовы решать споры цивилизованно, в суде. Что сейчас и делают. Только вот необходимые для рассмотрения дела документы администрация им просто не выдает.
Малый бизнес постоянно пребывает в жесткой конкуренции. Чтобы выжить, надо быть лучшим, услуги должны быть качественными, дешевыми. Это – честная конкуренция. Но если в этот процесс начинают грубо вмешиваться чиновники, неважно, из интереса или амбиций поддерживают одних и давят на других – пиши пропало. Так везде. Не только в сфере обслуживания.
Автор: Владимир ГОРБАЧЕВ, «Владивосток»