В зоне особого внимания
На огромном пространстве моря и суши – от восточного побережья Камчатки и Берингова моря до устья Тумангана – стартовали грандиозные учения, подготовка к которым продолжалась целый год. Приказ на их проведение, как сообщает пресс-служба президента, подписал верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин. Он поставил свою подпись на плане и на карте района учений после доклада министра обороны РФ Сергея Иванова и главкома ВМФ Владимира Куроедова, подчеркивает РИА «Новости».
На огромном пространстве моря и суши – от восточного побережья Камчатки и Берингова моря до устья Тумангана – стартовали грандиозные учения, подготовка к которым продолжалась целый год. Приказ на их проведение, как сообщает пресс-служба президента, подписал верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин. Он поставил свою подпись на плане и на карте района учений после доклада министра обороны РФ Сергея Иванова и главкома ВМФ Владимира Куроедова, подчеркивает РИА «Новости». Официально сформулированная тема учений звучит так: «Применение сил и войск ТОФ самостоятельно и во взаимодействии с войсками (силами) других видов вооруженных сил, воинскими формированиями и органами других министерств и ведомств Российской Федерации в целях обеспечения безопасности и защиты национальных интересов России».
Предполагается, что учения пройдут в три этапа. 1-й этап – 18-19 августа – базовая подготовка сил и войск; 2-й этап – 20-22 августа – всесторонняя подготовка техники, развертывание сил и войск в районах выполнения поставленной задачи; 3-й этап – 23-27 августа – активная фаза учений. В рамках этого – самого интересного – этапа предполагается участие иностранных наблюдателей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, США и Канады.
Планируется, что в ходе учений будет отработано 45 отдельных эпизодов, в которых кроме непосредственно сил и средств Тихоокеанского флота будут задействованы силы, подразделения и оперативные группы 16 российских министерств и ведомств, включая Минобороны, МВД, ФСБ, Генпрокуратуру, МЧС, МИД, Минатом, Минтранс, Минэнерго, МПС, Минприроды, Госкомрыболовства и ряд других.
К участию в столь масштабных учениях будет привлечено более сотни единиц военного-морского, пограничного, торгового и рыбацкого флотов, десятки самолетов и вертолетов, около 30 тысяч военнослужащих, гражданских специалистов и резервистов.
Со ссылкой на пресс-службу Минприроды РФ сообщается, что «…замыслом учений предусмотрено проводить отработку эпизодов и частных тактических элементов на военно-политическом фоне в условиях: активизации деятельности пиратских и террористических групп; угрозы со стороны исламских экстремистов по проведению террористических актов на ядерных и химически опасных объектах; расширения масштабов браконьерской деятельности, создающей угрозу запасам морских биоресурсов дальневосточных морей; повышения угрозы экологической безопасности, особенно на объектах нефтедобывающих комплексов; увеличения потоков незаконных мигрантов, проникающих различными путями на территорию России».
Вместе с тем пресс-служба полпреда президента РФ в ДВФО распространила слова Константина Пуликовского о том, что «…на сегодняшний день нет нормального взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, а также силовыми и правоохранительными структурами в условиях чрезвычайных ситуаций, поэтому первая задача учений – организация управления различными структурами во время критических ситуаций». Главной особенностью этих учений, считает полпред, является то, что только четвертая часть отрабатываемых вопросов – чисто военные. А большая часть – темы, касающиеся чрезвычайных ситуаций, браконьерства, терроризма.
В свою очередь пресс-служба Тихоокеанского флота подчеркивает, что начинающиеся учения являются плановым мероприятием боевой подготовки, и добавляет, что характер поставленных задач определяет гуманитарную направленность учений, отсутствие в них какой-либо угрозы соседнему государству или группы государств.
Что касается неофициальных источников (или официальных лиц, отказывающих в возможности на них сослаться), то, по их мнению, наиболее любопытным моментом станет разделение эпизодов на «открытые» и «закрытые». К первым, к примеру, безусловно, можно отнести десантную операцию морской пехоты ТОФ на полуострове Клерка в Хасанском районе и операцию по спасению «гибнущего» гражданского судна. Подобные учения проводятся ежегодно, отработаны до мельчайших деталей, и их не стыдно показать не только высокому руководству (вплоть до министра обороны Сергея Иванова), но и иностранным наблюдателям. «Закрытые» же эпизоды куда интереснее и для иностранцев, и для прессы, но, похоже, ни тех, ни других не подпустят к ним и на пушечный выстрел. Речь идет, в первую очередь, об операции спецназа краевого УФСБ (аналог московского «Вымпела») по противодействию террористам, «захватывающим» спецэшелон с отработанным ядерным топливом; а во вторую очередь – об эпизоде, в котором ведущую роль будут играть структуры МЧС, которые в Хасанском районе будут разворачивать лагерь для потенциальных беженцев из Северной Кореи (достаточно сказать, что уже несколько дней в Приморье находится замминистра ГО и ЧС Геннадий Короткин, который планирует пробыть здесь до конца учений). Оба эпизода настолько закрыты, что официальные лица обсуждать их отказываются категорически, не подтверждая, хотя и не опровергая информацию («В», похоже, как всегда, сообщает об этом первым).
Итак, старт учениям дан, хотя пока – по большому счету – только на бумаге. Активная фаза начнется в конце текущей недели; корреспонденты «В» аккредитованы на целом ряде эпизодов, их репортажи читайте на страницах нашей газеты.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»