Семейный очаг
«Прямо-таки фантастический город Солнца», - прокомментировала я, выслушав рассказ председателя правления Владивостокского общества помощи детям Олега Петрука. «С одним уточнением, - возразил он. – Подготовка велась несколько лет, составлен бизнес-план и просчитаны все нюансы».
«Прямо-таки фантастический город Солнца», - прокомментировала я, выслушав рассказ председателя правления Владивостокского общества помощи детям Олега Петрука. «С одним уточнением, - возразил он. – Подготовка велась несколько лет, составлен бизнес-план и просчитаны все нюансы».
Идеей создания подобной деревни Олег Викторович загорелся лет 20 назад. Тогда он перечитал массу специальной литературы – Макаренко, Сухомлинского, зарубежных педагогов – и понял, что сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, лучше всего воспитывать в сельской местности, где можно организовать для них простой труд, а через него оживлять обиженную детскую душу. Над проектом задумался лет пять назад, уже возглавляя общественную организацию. Но в то время ни он, ни его друзья еще не были готовы к столь сложной работе, хотя и понимали, что мало кормить детей и заботиться о них в течение нескольких лет их пребывания в государственном учреждении – нужно думать и о будущем. Ведь не секрет, что лишь 20-30 процентов выпускников детских домов находят себя во взрослой жизни. В начале нынешнего года подошли к реальному решению проблемы. Стало это возможным не только благодаря усилиям членов организации, но и конкретной помощи со стороны вице-губернатора края председателя комитета по управлению государственным имуществом Игоря Мещерякова и руководителя департамента образования и науки администрации ПК Сергея Пикина, которые помогли подобрать земельный участок. Без закрепленной территории о строительстве деревни говорить бессмысленно.
Место выбирали придирчиво. В Уссурийском районе помешало кладбище, соседство с которым детям противопоказано, под Находкой – 40 км бездорожья (не резервацию ведь собираются создавать). Лучшим вариантом оказалась бывшая воинская часть в Надеждинском районе. Как только будут подписаны последние необходимые документы, деревня под названием Семейный очаг начнет строиться. Может быть, точнее сказать – возрождаться. Потому что в поселке Раздольном кое-какие здания сохранились, хоть и в полуразрушенном состоянии. Поначалу отремонтируют двухэтажный дом, в котором надо поменять полы, восстановить разграбленную сантехнику, подвести воду. Энтузиасты рассчитывают управиться с делами месяца за три, после чего несколько семей смогут начать обживаться на новом месте. Кто будет в числе героев-первопроходцев? «Только не надо называть нас героями, - не соглашается Олег Викторович. – Это не подвиг, а естественное развитие наших идей и нашей пятилетней работы.
Для нас главное – не где жить, а как помочь детям. Для нас на первом месте возрождение России и, в частности, Приморского края, где демографическая ситуация просто катастрофическая». Семья Олега Петрука первой собирается перебраться в новую деревню. У них четверо детей, двое уже взрослые, учатся во Владивостоке, но приезжать на помощь родителям будут регулярно. Все прекрасно понимают, что поначалу придется несладко – бытовая неустроенность, строительная грязь, неудобства…... Но греет мечта. Как греет она и еще несколько многодетных семей, готовых, как только прозвучит сигнал, сорваться с насиженных мест и начать иную жизнь.
Причем не только со своими, но и с новыми детьми. Поначалу в деревне появятся чуть больше десяти подростков – желающие детдомовцы уже есть. Формы их воспитания будут разные – патронатные, опекунские, приемные семьи, семейный детский дом. Самое важное – они увидят модель хорошей крепкой семьи, в которой царят любовь и уважение, в которой родители не пьют и не курят, папа не материт маму, а мама не льет слезы в подушку. Детям прежде всего нужно показать, что это реально.
Потому и к подбору семей, которые возьмутся за воспитание, подошли придирчиво – отобрали самых надежных. Таких, например, как супруги Ракитские, у которых десять родных детей. Мама Надежда Владимировна, любящая и любимая, говорит: «В многодетной семье есть моральное и физическое здоровье, которого порой не хватает в обычных семьях. У нас отсутствует эгоизм, развивается дух единства». Добавлю – еще доброта и чувство взаимопомощи. В таком окружении оттают и брошенные биологическими родителями детишки. Правда, маленьких начнут брать позже. На первых порах, по убеждению Олега Викторовича, необходимо сформировать актив, как делал это в свое время Макаренко. Когда это произойдет, хватит сил и на малышей.
По расчетам месяца через три после получения документов в деревню заедут человек 60 – взрослых и детей. Главная задача, которую ставят перед собой взрослые, - адаптировать будущих воспитанников к самостоятельной жизни. Для этого предусмотрено многое. Малыши станут ходить в свой собственный детский сад, где трудиться будут свои люди. Со временем построят и собственную школу. Большое внимание предусмотрено уделять дополнительному обучению. Сам Петрук в юности много занимался спортом, его друзья уже дали согласие вести в деревне спортивные секции. Кстати, на территории есть возможность оборудовать отличное бейсбольное поле, все необходимое для этой игры уже давно ждет своего часа. В Раздольном сохранились уникальные таежные участки, которые надо лишь обновить и проложить через них тропу здоровья, рядом река. Так что условия для экологического туризма просто уникальные. Среди членов организации есть люди с художественным образованием – они будут обучать детей разным искусствам. Конечно же, самое пристальное внимание – посильному труду. В задумках – птицеферма, скотный двор, пасека, автомастерские, строительно-ремонтные бригады. Дальше – больше: еще и профессиональное обучение, что-то типа советских ПТУ, обучение основам бизнеса, то есть менеджмент, маркетинг, компьютер и пр. Члены организации убеждены: «Народная мудрость гласит, что ребенок не будет повторять то, что говорят родители и взрослые, он будет повторять то, что они делают. Через общение с крепкими семьями дети получат навыки семейного жизнеустройства, поймут основные принципы полноценной семьи и смогут быстрее адаптироваться к самостоятельной жизни».
Планов у этих людей громадье. Они пошли индивидуальным путем, решив создать деревню, совершенно не похожую на те три, что существуют в стране и работают под девизом SOS. Надеются один из домов превратить в общежитие – там получат комнаты повзрослевшие воспитанники, пожелавшие остаться в деревне, для которой, кстати, неспроста выбрано название Семейный очаг. Очаг – это то место, где тебя ждут, любят, готовы разделить боль и радость. Жить и работать там решили те, кому не жалко ни сил, ни времени на возвращение к нормальной жизни детей, оказавшихся в сложной ситуации. «А еще, - говорят они, - мы хотим воспитывать любовь к России. Потому что мы сами патриоты».
Вся эта задумка кажется утопией лишь на первый взгляд. Потому что осуществить ее взялись реалисты, хорошо изучившие проблему, познакомившиеся с зарубежным опытом и имеющие друзей, готовых прийти на помощь, как в нашей стране, так и за ее пределами. Тем не менее они прекрасно понимают, что на первых порах столкнутся с немалыми трудностями. Поэтому совет правления Владивостокского общества помощи детям обращается к землякам со следующим призывом: «Уважаемые жители Владивостока и Приморского края! Мы с благодарностью примем любые ваши идеи, предложения и советы в вопросе создания и управления данным социальным комплексом, а также будем благодарны любой материальной и финансовой помощи с вашей стороны. Наш телефон 464-116». В частных же беседах добавляют: «Мы считаем, что создание такой деревни может стать примером для россиян, заботящихся о самом главном – о детях. Ведь дети – это будущее страны». Остается только по старой русской традиции сказать: «Бог вам в помощь, энтузиасты!».
Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»