«...Но вреден север для меня»

Федерация профсоюзов Приморья обратилась к президенту и депутатам Госдумы РФ по поводу очередного заявления премьера Михаила Касьянова о предполагаемом сокращении перечня территорий, приравненных по природно-экономическим условиям к Крайнему Северу. А это государственные гарантии, льготы и компенсации. Председатель ФППК Владимир Чубай заявил, что на права жителей так называемых “северов” идет последовательное покушение. И без того неблагоприятная демографическая ситуация в Дальневосточном регионе ухудшается. За последние годы его покинули более 1 млн. человек.

8 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1406 от 8 авг. 2003

Федерация профсоюзов Приморья обратилась к президенту и депутатам Госдумы РФ по поводу очередного заявления премьера Михаила Касьянова о предполагаемом сокращении перечня территорий, приравненных по природно-экономическим условиям к Крайнему Северу.
А это государственные гарантии, льготы и компенсации. Председатель ФППК Владимир Чубай заявил, что на права жителей так называемых “северов” идет последовательное покушение. И без того неблагоприятная демографическая ситуация в Дальневосточном регионе ухудшается.
За последние годы его покинули более 1 млн. человек.

Звоню своим знакомым в Ольгу. Живы, спрашиваю, а то про вас и т.д. Да, подтверждают, северных льгот почти не осталось. Например, отменено льготное исчисление трудового стажа при определении размера трудовых пенсий. Раньше полагался раз в два года бесплатный проезд в западные регионы страны во время отпуска. Сейчас его удается “выхлопотать” самым настойчивым. Мне, говорит Владимир Александрович, в последние годы сие не удается. Объяснение одно: на эти цели центр почти не выделяет средств. На прощание хохотнул: “Помнишь анекдот, ходивший по Владивостоку четверть века назад во время безводья: “А дустом пробовали?”.

Уже в последние годы правления Михаила Горбачева в СМИ против “северов” были вброшены пробные шары. Они, мол, больше берут, чем отдают. При Борисе Ельцине от слов перешли к делу. Невыплаты зарплаты стали правилом, как и срывы завозов генеральных грузов в нормативные сроки и в полном объеме. По правительственным и думским кабинетам “загуляли” всевозможные проекты районирования северных территорий, пересмотра видов и размеров гарантий, компенсаций, льгот и т.п. Наконец, в марте 2000 г. правительство России утверждает “Концепцию государственной поддержки экономического и  социального развития районов Севера”. Но она только добавила к существующим вопросам новые.

Концепция  рассчитана  на 15 лет. Только к 2010 г. темпы роста экономики “северов” сравняются, по мнению разработчиков, со среднероссийскими, как и реальные доходы населения. Только на третьем этапе “стабилизации социально-экономического развития” в базовом секторе будут активно внедряться высокие технологии и развиваться сфера услуг. Впервые реальные доходы работников Севера станут выше, чем в среднем по России. Три года позади, денег, по крайней мере приморским северам, не выделяют и, как видим, отнимают то, что было даровано.

В Приморском крае  пять районов (Красноармейский, Тернейский, Кавалеровский, Дальнегорский и Ольгинский), которые издавна были отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Но в конце прошлого века Ольгинскому и Кавалеровскому районам пришлось дважды обращаться за помощью к Институту экономических проблем Кольского научного центра РАН (специализируется на проблемах Севера), чтобы их оставили в этом качестве.

Работа ученых нашла отражение при районировании территории РФ по природно-климатическим условиям жизни населения (1992- 93 гг., по поручению правительства РФ от 18.01.1992 № 107-р), согласно которому Ольгинский и Кавалеровский районы включены в дискомфортную третью зону. Наконец, 30 мая 1996 г. директор института, д.э.н. Г. П. Лузин, казалось бы, подписав исследование своих сотрудников, ставит точку: “Предлагается в проект закона о районировании Севера России включить Кавалеровский и Ольгинский районы в 3-ю дискомфортную зону Севера”. И вот вновь разговор о “северах”.

За годы экономических реформ, отмечалось в экономическом мониторинге Приморья (комитет экономики и планирования администрации края, 1999 г.), государственная собственность на средства производства в северных районах края практически полностью утрачена (в 1992 г. она составляла 40,8%, в 1997-м - 0,04%). Вместе с ней почти исчезли прямые формы поддержки предприятий государственными финансами. Сокращены бюджетные ассигнования на жизнеобеспечение населения. Если раньше средства бюджета направлялись на привлечение кадров для Севера, то теперь - на организованное переселение “избыточного” населения из этих районов.

За период с 1992 по 1997 год численность жителей северных районов края, отмечалось в этом документе, сократилась на 15,4 тыс. человек, или на 7% (по краю - на 3,6%), а трудовых ресурсов - на 11%. Нынешнее положение в приморских “северах” еще хуже.

Кажется, российское правительство за годы своего нахождения у власти должно бы приучить россиян к непоследовательности и даже противоречивости своей социально-экономической политики. Да вот поди ж ты - до сих пор удивляет. О западных северах говорить не нам, да они своей нефтью сами постоят за себя. Но ведь Приморье - тоже не из бедной “семьи”, а кроме того, если не во-первых, кто же будет удерживать форпост (а это действительно так, несмотря на пропагандистский привкус этого термина), когда его жителей фактически изгоняют из обжитых мест?! И кто - собственное правительство...

Автор: Владимир КОЛЕСОВ, специально для "В"