Сакэ хорошо, а водка лучше

В 4-й раз художницы из Приморья – участницы женской организации «Цветы мира» приняли участие в международной выставке в Токио. Свои работы представили Людмила Убираева, Ольга Никитчик, Лидия Козьмина и Анна Щеголева. Сегодня Аня – гость «В» и рассказывает о «японских» впечатлениях.

8 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1406 от 8 авг. 2003

В 4-й раз художницы из Приморья – участницы женской организации «Цветы мира» приняли участие в международной выставке в Токио. Свои работы представили Людмила Убираева, Ольга Никитчик, Лидия Козьмина и Анна Щеголева. Сегодня Аня – гость «В» и рассказывает о «японских» впечатлениях.

Первое. Наша программа «Цветы мира» очень выросла в профессиональном отношении. Когда мы выставились впервые, было много скепсиса – дескать, домохозяйки, которым скучно, решили выдумать себе занятие. Сегодня нет не только скепсиса, но каждая страна (участвовали Корея, Япония, Австралия, Россия) позаботилась о качестве экспозиции. Работы для выставки в музее современного искусства Сетагайя и галерее Исогайя искусствоведы международного уровня отбирали специально. Подтверждение тому – проведение выставки именно в музее современного искусства, который входит в 10 крупнейших музеев мира и насчитывает в постоянной экспозиции более 15 тысяч имен. Соответственно уровню музея была организована церемония открытия выставки – сервировка серебром, в качестве музыкального сопровождения гавайские гитары и абсолютное отсутствие регламента, к которому привыкли российские художники: торжественные речи – фуршет. К чести заграничных художников - они умеют совмещать божий дар с яичницей.

Второе. Мы сильно удивили друг друга. Художники стали интереснее, сильнее, профессиональнее. Кроме того, художник всегда отображает эпоху и место. Австралийцы пишут согласно своим географии и образу жизни, корейцы – соответственно своим. Пристрастия в живописи, школы, традиции разные, и живопись каждой страны органично вписывается в конкретный мир конкретной страны, в интерьер, окружающую среду, настроения людей.  И тем не менее художники всех стран внутренне очень похожи друг на друга: все не любят официоз (даже состоятельные), предпочитают живое и непосредственное общение. Как-то мы устроили общий стол, где были представлены разные кухни – австралийки привезли свое вино, кореянки – острые блюда, мы – водку и бутерброды с икрой. К слову, русскую водку хвалили, говорили, сакэ хорошо, а водка лучше. Хотя в повседневной жизни в отличие от некоторых русских водку себе позволит редкий иностранец. Дорожат здоровьем и от экстремальных напитков воздерживаются.

Приморские Цветы мира на улицах ТокиоТретье. Нас очень радушно встретили японцы. Существует миф о закрытости и сдержанности этой нации. Это скорее внешнее проявление вежливости, на самом деле они – душа нараспашку. В один из дней нас приняла японская семья - потомки древнего самурайского рода, владеющая старинным домом. Нас поразила забота и в то же время простота в общении. Понятно, что любое действие обусловлено конкретной причиной. Причина большой заботы о русских художницах – интерес к России и желание побывать здесь, надежда на ответный хороший прием. На самом деле, когда решалось, в какой стране будет проводиться следующая выставка – в России или Китае, единодушно выбрали Россию. Несмотря на то, что все однажды были в ней (на первой выставке «Цветов мира» в 1997 году). Приятно, что и говорить…  

При этом японцы совершенно свято блюдут свои традиции. Известный всему миру театр Кабуки точно такой (даже в мелочах), как и много веков назад. Количество движений строго оговорено, нет женщин-актеров, протяжная речь, не соответствующая современному темпу жизни, средневековая тематика. Особый ритм – медленно убивают, медленно убирают тело. Высокое искусство… К слову, огромное количество харакири вызывало улыбку у нас, и… слезы у австралиек. Что и говорить, живем в разных реалиях. Между тем одна из реалий японской жизни – огромный интерес к культурной жизни, и в том числе художественной.

Четвертое. Мы просто растерялись от огромного числа выставок, привезенных в Токио из всех точек земного шара. На улице Гинза сотни небольших галерей и антикварных магазинчиков, где можно увидеть Ренуара или Ван Гога в подлиннике. Музейные вещи просто так продаются здесь, правда, за соответствующую цену. Но посмотреть можно бесплатно.

Впрочем, гораздо больший и живейший интерес вызывает вовсе не антиквариат, а регулярно меняющиеся выставки. И какие! Тут и Пикассо, и прерафаэлиты, которых сегодня почти невозможно увидеть, и знаменитая Фрида Калло, и мексиканские сюрреалисты. Только завидовать!

Интересно все. К примеру, экспозиция Фриды Калло интересна не только тем, как и какие средства живописи использует художница. Еще раз становится понятно, что главный сюжет – жизнь. У Фриды все это проведено через собственное сердце. Через мысли, через плещущие через край чувства. Собственно, разве может быть иначе у художника?

P. S. Приморская организация «Цветы мира» благодарит компанию «Владивосток-авиа» за содействие и поддержку.