«Надежда» на Балтике
1 июля 2003 года после 40-суточной стоянки в Санкт-Петербурге «Надежда» покинула гостеприимный город на Неве и отправилась дальше на запад, в Балтийское и Северное моря. Так стартовал второй этап кругосветного плавания дальневосточного парусника.
1 июля 2003 года после 40-суточной стоянки в Санкт-Петербурге «Надежда» покинула гостеприимный город на Неве и отправилась дальше на запад, в Балтийское и Северное моря. Так стартовал второй этап кругосветного плавания дальневосточного парусника.
Во время стоянки в Санкт-Петербурге были произведены частичная смена экипажа и полная - курсантов и преподавателей. Во второй половине «кругосветки» на борту «Надежды» находится 162 человека, в том числе 94 курсанта 3-го курса судомеханического факультета МГУ имени адмирала Г. И. Невельского и пять курсантов ТОВМИ имени адмирала С. О. Макарова (четыре со штурманского факультета и один – с радиотехнического). 2 июля было уже шесть парусных авралов плюс учебная шлюпочная тревога. А 3 июля в море заштормило до пяти баллов, многих курсантов укачало с непривычки, и они вповалку сидели на палубе во время авралов, которые, конечно, не отменялись и в этот день.
«Надежда» направлялась в голландский порт Делфзейл, расположенный на побережье Северного моря, в заливе, разделяющем Нидерланды и Германию. Здесь согласно предварительному плану с 10 по 14 июля должен был пройти традиционный парусный фестиваль «DelfSail-2003». К 16.00 9 июля «Надежда» встала на якорь на рейде Делфзейла, одновременно подошли другие крупные парусники, в том числе «Мир» из Санкт-Петербурга, «Крузенштерн» из Калининграда и польский «Дар Млодзежи». 10 июля около 12 часов дня подняли паруса и вместе с другими судами пошли к городским причалам.
Всем членам экипажей парусников раздали личные книжки участников фестиваля «DelfSail-2003». В них были обращение от имени мэра города Анны-Марии Йорритсма-Леббинг, общая информация о фестивале и городе, расписание мероприятий на каждый день. Городок Делфзейл очень маленький и как бы ненастоящий, игрушечный. Дома в основном одно- и двухэтажные, аккуратные, все выложено цветной плиткой, везде клумбы, очень чисто. Машин почти нет, зато очень много велосипедистов, для которых есть отдельные дорожки. На улицах, прилегающих к порту, развернута оживленная торговля всем, чего душа пожелает.
Немного об участниках парусного фестиваля. Самое крупное судно – «Крузенштерн» из Калининграда. Однотипные: наша «Надежда», «Мир» из Санкт-Петербурга, «Херсонес» из Керчи (Украина), «Дар Млодзежи» из Гдыни (Польша). Еще есть «Каутемок» из Мексики, «Статшрад Лемкухл» из норвежского Бергена, «Штад Амстердам» из Амстердама и «Силвер Спрей» из Роттердама (оба - Голландия), “Сорландет” из норвежского Кристиансанна, военный учебный парусник “Деваручи” из Индонезии, трехмачтовая баркентина “Погория” из Гдыни, «Орса Маггиоре» (Италия), “Асгард-2” (Ирландия), “Зеноб Грамме” (Бельгия), «Джеймс Кук» (Британия). Было еще множество более мелких голландских и немецких парусных судов разных типов и классов. Все их, конечно, можно было посетить, чем гости фестиваля активно пользовались. На «Надежду» приходило очень много гостей, порой членам экипажа трудно было попасть на собственное судно или выйти с него.
В учебной аудитории была развернута выставка: развешаны картины П. П. Куянцева, рисунки учащихся Владивостокской художественной школы № 1 и картины художников Сахалина. Программа фестиваля была довольно насыщенной: можно было поиграть в гольф и в футбол, заняться перетягиванием каната и хождением по бревну, перекинутому над водой, сходить на службу в церковь или на дискотеку, а также принять участие в гонках по илу. Это особая «фишка» Делфзейла - езда наперегонки на грязевых санях (или, вернее, самокатах) во время отлива. Ездить на них надо, держась за высокую ручку впереди и отталкиваясь одной ногой. Профессионалы-гонщики в наше время достигают на таких санках скорости до 25 км/час. Понятно, что это весьма грязное занятие в буквальном смысле слова. Разумеется, можно было присутствовать на многочисленных бесплатных концертах, которые постоянно проходили во время фестиваля, посетить морскую выставку, расположенную тут же. Но главным событием фестиваля стал парад экипажей всех судов, состоявшийся 12 июля.
Курсанты МГУ были в парадной форме, с барабаном и знаменем, с руководством впереди. В целом фестивальная колонна растянулась, пожалуй, на километр. Впереди ехали двое полицейских, мужчина и женщина, на огромных лошадях. Потом шел местный национальный духовой оркестр в красивых черно-красно-золотистых костюмах. Потом - экипажи парусных судов разных стран, причем каждый был хорош по-своему. «Крузенштерновцы» несли огромный российский флаг, итальянцы - свой, торжественно выглядели мексиканцы в черной форме с саблями наголо, британцы с шотландским оркестром волынщиков в юбках. Основу индонезийского оркестра составляли ударные; форма - ослепительно яркая, даже опереточная, выучка - блестящая. Часть оркестрантов одета в костюмы спецназа с чучелами морских котиков на голове, другие - в масках для подводного плавания, с ластами и баллонами за плечами. И все бьют в барабаны!
13 июля, воскресенье, стало последним днем фестиваля «DelfSail-2003». Сразу после полуночи планировался отход «Надежды». На фестивальной территории в этот день было особенно много народу - вплоть до глубокой ночи. Ожидание отхода несколько скрасил замечательный салют, который произвели с баржи, стоящей от «Надежды» буквально в 200 метрах. Кстати, примерно получасовым фейерверком заканчивался каждый день грандиозного праздника парусов в Делфзейле. Но все когда-нибудь кончается... Прощай, Голландия! Наш путь лежал обратно, в Балтийское море.
По предложению капитана «Мира» в Северном море 14-15 июля была проведена неофициальная гонка на дистанции около 180 миль. В ней приняли участие кроме «Надежды» и «Мира» польский «Дар Млодзежи» и голландский «Штад Амстердам». Со старта «Надежда» вырвалась вперед и уже не уступила никому этого места. К вечеру 14 июля у польского парусника нашлись неотложные дела, и он вышел из гонки. А дружеское соревнование продолжалось до 20 часов 15 июля, когда были подведены его итоги: 1-е место у «Надежды», 2-е с отставанием на три мили у «Мира», на 3-м с большим отрывом - голландец. Капитан В. Н. Василенко поздравил экипаж и курсантов с победой и выразил надежду, что в «настоящей» гонке «Надежда» тоже сможет показать себя. Для курсантов-судомехаников, которые к этому времени имели опыт всего четырех десятков парусных авралов, это состязание стало как бы генеральной репетицией перед предстоящей регатой.
В польский порт Гдыня «Надежда» пришла 19 июля. Именно там начинался первый этап международной парусной регаты «Катти Сарк», проводящейся ежегодно. В 2003 году ее маршрут не выходит за пределы Балтики: Гдыня - Турку (Финляндия) - Рига (Латвия) - Травемюнде (Германия). Прохождение этого маршрута, включая стоянки в каждом порту, по плану должно занять больше месяца - с 20 июля по 24 августа. В Гдыне для прохождения первого этапа регаты собралось до сотни парусных судов разных типов и классов из 20 стран, включая США, Каймановы острова и Мексику (уже знакомый нам «Каутемок»). Крупных парусных судов класса «А» (то есть примерно таких, как «Надежда») всего 13, в том числе самое большое учебное парусное судно в мире - четырехмачтовый барк «Седов» из Мурманска. Из российских кроме «Седова» и «Надежды» - еще «Крузенштерн» и «Мир», а также пять небольших яхт (в основном из Санкт-Петербурга).
В центре Гдыни торжественно встречали все суда и экипажи. На причалах Президентской гавани было уже множество народу, и не успевали с судна спустить трап на берег, как у него уже выстраивалась очередь желающих попасть на борт. И так продолжалось все три дня стоянки! В Польше можно было позагорать и искупаться на городском пляже – погода стояла вполне летняя.
«Надежда» покинула Гдыню около 9 утра 22 июля. Было множество провожающих, играл оркестр. Все суда, участвующие в регате, подняв паруса, разошлись на довольно большой акватории от Гдыни до Сопота. Вдоль строя парусников прошел и катер с президентом Польши Александером Квасьневским – «Надежда» поприветствовала его приспусканием флага. Старт регате был дан в 18 часов. Мешало маловетрие, но постепенно, друг за другом суда пересекали линию и устремлялись в открытое море. Один парусный аврал, другой, третий... Начались будни парусной регаты.
Все последующие дни ветра почти не было. Суда то неподвижно стояли на глади Балтийского моря, то начинали слегка двигаться вперед. Так, в погоне за ветром, прошло трое суток. К финишу «Надежда» приблизилась утром 25 июля. И, наконец, в 10.20 - долгожданный финиш. Об итогах говорить пока рано - не все еще закончили гонку, потом предстоят скрупулезные подсчеты, в которых будут учтены все детали, вплоть до возраста судна. Остаток дня 25 июля, а также 26-го и 27-го стояли на якоре в районе финишных створов, разбирали и привязывали новые паруса, продолжали учебные занятия, прерванные на время гонки. Торжественным построением курсантов и экипажа отметили День Военно-морского флота России, на собрании был зачитан праздничный приказ.
Торжественная церемония открытия, подведение официальных итогов первого этапа регаты, парад экипажей, спортивные состязания, экскурсии по городу и его окрестностям... Стоянка в финском Турку предусматривается с 31 июля по 3 августа, а потом - переход в Ригу.
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, борт ПУС «Надежда», 29 июля 2003 г., специально для «В»