Поглощенные чревом Цукидзи

«Пять часов утра. Рынок Цукидзи в Токио. Словно тяжеленные фарфоровые вазы лежат на бетонном полу замороженные туши тунцов. Заинтересованные покупатели отгибают назад надрезанные хвостовые плавники, проверяют фонариками прослойки жира в красноватом мясе, размышляют, сколько они заплатят за этот вкусный и нежный “мрамор”. Внезапно безумный колокольный звон возвещает о начале торгов. Их участники залезают на деревянные ящики и начинают кричать подобно взволнованным птицам ранним утром...

1 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1402 от 1 авг. 2003

«Пять часов утра. Рынок Цукидзи в Токио. Словно тяжеленные фарфоровые вазы лежат на бетонном полу  замороженные туши тунцов. Заинтересованные покупатели отгибают назад надрезанные хвостовые плавники, проверяют фонариками прослойки жира в красноватом мясе, размышляют, сколько они заплатят за этот вкусный и нежный “мрамор”. Внезапно безумный колокольный звон возвещает о начале торгов. Их участники залезают на деревянные ящики и начинают кричать подобно взволнованным птицам ранним утром...

Незадолго до восхода солнца душа японского народа - крестьян, рыбаков и торговцев - открывается здесь, как ни в одном другом месте. Хотя Япония и отправилась некоторое время назад покорять мир своими автомобилями и электроникой, это никогда не было причиной отрыва страны от собственного прошлого.
Сентиментальным центром японского бытия была и остается рыба. Неважно, сырая, жареная или вареная. Она переливается и блестит, она так же вкусна, как и тысячу лет назад. И, торгуясь на Цукидзи, современные японцы делают это так же, как и их предки, используя тайный язык пальцев. Пятнадцать процентов морских обитателей на нашей планете попадают в сети японских рыболовецких судов. Они везут добычу домой и кормят ею два процента населения Земли, которых преимущественно зовут Морита, Тамура, Накамура или Танака, что означает “лесное рисовое поле”, “деревня рисового поля”, “средняя деревня” и “середина рисового поля”. Но в мегаполисе Токио с его 30 миллионами жителей фамилии - это единственное, что напоминает людям о деревнях и полях, кроме, пожалуй, рынка Цукидзи, на котором сохранился дух, присущий мелкой крестьянской общине».

Так поэтично и патриотично написал о Цукидзи японский публицист Каору Идзима. Но русские публицисты имеют свое представление о поэтике и патриотизме и, оказавшись на Цукидзи, взялись за свое.

В ПОИСКАХ НЕОЧЕВИДНОГО

По Японии в поисках России – с такой общей репортерской идеей съемочная группа Приморского телевидения колесила по Японии, когда в июне 2003 года журналисты из Владивостока были приглашены министерством иностранных дел Японии в 10-дневную поездку по Стране восходящего солнца. В одном из фильмов телевизионщики из Приморья попытались влезть в самую негативную ипостась русских в Японии и задали наивный вопрос в лоб: ну и где тут у вас русская мафия? Спросили у самых компетентных в этом вопросе людей: у полицейских острова Хоккайдо, властей порта Ниигата и у самих тех российских граждан, которых судьба или профессия оскорбила этим клеймом «русская мафия». Высокопоставленные офицеры и портовые чины рассказали репортерам из Владивостока, что никакой русской мафии (ну по крайней мере в Японии) в реальности не существует. Русская мафия – это сказка, которую придумали русские в России для внутреннего употребления. Взамен легенды «Красная армия всех сильней» появилась другая – «русская мафия всех страшней». Но в сфере
торговли рыбой и морепродуктами, где циркулируют большие объемы контрабанды и неучтенной наличной валюты, русские и японские преступные сообщества быстро находят общий язык. Частично этот мир приоткрылся на крупнейшем в мире оптовом рыбном рынке Цукидзи в Токио.

В поисках России в Японии мы отправились на Цукидзи, чтобы разыскать там рыбу и морепродукты из российских морей.

ЭТАПЫ ЦЕНЫ

Жизнь на Цукидзи начинается гораздо раньше аукционов. Это происходит глубокой ночью, когда с разных концов города к рынку начинают съезжаться рефрижераторные машины и грузовики с рыбой. По реке Сумида из Токийского залива приходят рыболовецкие суда, которые привозят только что пойманную рыбу.

Одно такое судно пришло к пирсу Цукидзи на наших глазах. Оно принадлежит рыбацкому кооперативу Кагава с южного острова Сикоку. Рыбаки поймали предыдущим вечером несколько тонн желтохвостой лакедры, весьма любимой японцами для своих традиционных суси и сасими. Сами рыбаки не имеют права торговать на рынке, всю продукцию у них скупают восемь крупных фирм оптовых продаж, которые трудятся на Цукидзи с незапамятных времен. Лакедру у рыбаков Кагавы купила корпорация «Дайитисайсун». Цена на рыбу и морепродукты растет от этапа к этапу. Рыбаки продают оптовикам по одной цене, оптовики перекупщикам – по другой, перекупщики агентам магазинов и ресторанов – по третьей, а там уже устанавливается последняя цена – для покупателя. И разница между первой и четвертой ценой может быть колоссальной.

ПОЙМАНО В РОССИИ – ПРОДАНО В ЯПОНИИ...

Не нужно быть крупным специалистом в рыбной отрасли, чтобы со стопроцентной уверенностью утверждать, что на оптовых рыбных рынках Японии продается немало продукции, выловленной в российских морях. Звучат постоянные сообщения пограничников о задержанной контрабанде, все знают о работе российских рыболовецких судов по маршруту: зона промысла – порты Японии. Все это убеждает, что наша рыба в Японии спросом пользуется.

Вот, к примеру, сообщение Дальневосточного рыбинфоцентра об одной из прошедших путин лососевых: «Цена на соленую пробойную икру осенней кеты с Хоккайдо на оптовом рынке Цукидзи в третьей декаде ноября составила 3600–3800 иен/кг, на 30 процентов ниже, чем в тот же период прошедшего года, за счет высоких уловов. Цена на соленую пробойную икру из района Санрику, где уловы были не очень большие, составила 3700–3800 иен/кг — почти на уровне цены на икру с Хоккайдо. По мнению оптовиков, цена на икру с Хоккайдо может повыситься примерно до 4000 иен/кг, если промысел осенней кеты в районе Санрику завершится низким уловом. В декабре прошлого года продажи соленой пробойной икры приостанавливались из-за высокой цены. В этом году ситуация с ее продажами может улучшиться, если ценовый уровень сохранится».

Обратите внимание. Рыбинфоцентр из России сообщает об икре с ХОККАЙДО, а не о российских промысловых районах.

На рынке Цукидзи журналисты из Владивостока не нашли ни одного ящика, ни одной этикетки, ни одной вывески с надписью «Сделано в России». Поскольку в июне лососевая икра еще отсутствует на прилавках, японские коллеги приморских телевизионщиков помогли отыскать иную продукцию российского происхождения.

Долго искать не пришлось. Почти сразу же направились в павильон-холодильник, где собираются мелкооптовые партии икры морского ежа. Оказывается, до 50 процентов годового оборота этого деликатеса на Цукидзи поставляется из России. Но российские рыбаки привозят сырье. В одной из прошлых командировок в Японию в 1999 году один из членов съемочной группы Приморского телевидения своими глазами наблюдал в порту Ханасаки недалеко от Немуро разгрузку морского ежа с российского траулера. В пластиковых ящиках бойкие русские парни таскали ежа в панцирях на машины, которые пригнал местный рыбозаводчик. Затем в цехе на берегу моря, откуда рукой подать до Кунашира или Шикотана, японские рыбообработчики очистят панцири, вынут икру, упакуют и снабдят консервантами, и с надписью «Сделано на Хоккайдо» икра российского морского ежа отправится на рынок Цукидзи.

…И СЪЕДЕНО В ЯПОНИИ

Об этой механике рассказал самый крупный профессионал на аукционах морского ежа на Цукидзи Эйдзи Хаясака. Он уже 14 лет работает в оптовой корпорации «Дайитисайсун», той самой, которая купила живую лакедру у кооператива Кагава. «Дайитисайсун» ведет торговые операции со всеми видами рыбы и морепродуктов. Хаясака-сан специализируется исключительно на икре морского ежа. Его должность – аукционист и торговый брокер. Рабочий день господина Хаясака начинается в половине третьего ночи и заканчивается к двум часам дня. О морском еже он знает все. Японцы очень любят этот деликатес, который, по словам Хаясака-сан, довольно распространен в мире, но нигде его не едят и не любят так, как в Японии. На рынок Цукидзи попадает морской еж из Японии, России, Китая и Кореи. Но ловится еж и в Чили, и в Испании, главная проблема – сохранить икру свежей. После того как еж пойман, до момента продажи икра может храниться всего четыре дня. И то при условии, что при упаковке обработчики внесли в икру естественный консервант мёбан. Это японское название, а русский эквивалент этого продукта – квасцы.

По оценкам господина Хаясака, до 60 процентов продаваемой на аукционах Цукидзи икры морского ежа – российского происхождения. Но надписей «Сделано в России» нет потому, что российские рыбопромышленники торгуют не готовой к употреблению икрой, а ежом в панцире. Поэтому, когда икра упаковывается и снабжается консервантами, это и есть производство икры. Хаясака-сан показал нам коробку с надписью «Икра морского ежа с северных территорий», то есть с российских Южных Курил. Но изготовляется эта икра на заводиках на Хоккайдо, и поэтому страна-изготовитель соответствующая – естественно, Япония.

Другой специалист по морскому ежу Синдзи Асакура, подрядчик «Дайитисайсун», он поставляет икру ежа этой корпорации, рассказывал нам, что ежа, выловленного в российских морях, везут не только в Японию, но и в Корею и в Китай, где икру готовят к продаже и самолетами везут на Цукидзи. Естественно, что потери от такой коммерции, когда наши рыбаки продают за бесценок ежей в панцире, неисчислимы. Хотя достаточно было приложить минимум средств и рук, чтобы освоить упаковочную технологию и равноправно участвовать в равноправной торговле. Но нам не хочется тратиться на какие-то упаковочные линии, когда можно быстренько сгрести со дна все, что там шевелится, и по-быстрому сбагрить первому попавшемуся перекупщику.

РЫБИНА ПО СТОИМОСТИ ДЖИПА

Асакура-сан рассказывал, что аукционная цена одной коробки с икрой морского ежа в 250-300 граммов может составлять 2-3 тыс. иен. Розничная, то есть от перекупщиков для торговых агентов, уже в два раза выше. А в ресторане один колобок суси с язычком икры ежа может стоить те же самые 2-3 тыс. иен. Словом, эксперты и специалисты могут запросто посчитать, сколько мы теряем, даже если не считать потерь от контрабанды и нелицензионного лова несчастного российского морского ежа.

Асакура-сан говорит, что цена икры зависит от трех составляющих: свежести, цвета и вкуса. Чем крупнее и желтее язычки икры, тем они ценнее. Икра с Хоккайдо и с Южных Курил очень ценится, говорит Асакура.

…Эмиль Золя назвал центральный рынок в Париже «Чревом Парижа», а Цукидзи, это пропахшее морем, рыбой и джутовыми мешками место, – не только чрево, но и сердце Токио и всей Японии. Рыба, как центр японского бытия, не имеет гражданства для торговцев и покупателей Цукидзи. Она просто должна быть. Неважно, откуда. И от нас самих зависит, появятся ли на крупнейшем в мире рыбном рынке товары с надписями «Сделано в РФ».

Автор: Владимир ОЩЕНКО, «ПТР», Ё Курабаяси, «Int. Motion Pic., Co» (фото), - специально для «В», Токио – Владивосток