Инстинкт самосохранения

По стране гремят взрывы терактов. Волгодонск, Каширское шоссе Москвы, Тушино, Грозный. До Приморья террористы, к счастью, еще не добрались. Но предпосылки, как говорится, имеются. Каким образом приморские спецслужбы предотвращают потенциальную угрозу, какие испытывают при этом проблемы и что советуют простым жителям, нам рассказали сотрудники управления ФСБ по Приморскому краю начальник подразделения одного из оперативных отделов Александр и взрывотехник Константин.

1 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1402 от 1 авг. 2003

По стране гремят взрывы терактов. Волгодонск, Каширское шоссе Москвы, Тушино, Грозный. До Приморья террористы, к счастью, еще не добрались.
Но предпосылки, как говорится, имеются. Каким образом приморские спецслужбы предотвращают потенциальную угрозу, какие испытывают при этом проблемы и что советуют простым жителям, нам рассказали сотрудники управления ФСБ по Приморскому краю начальник подразделения одного из оперативных отделов Александр и взрывотехник Константин.

- Надо отметить, что за всю историю в Приморском крае зафиксирован только один случай подготовки террористического акта. Адепты секты “АУМ синрикё”, приехавшие в свое время во Владивосток из Москвы, устроили в столице Приморья базу подготовки для последующей переправки в Японию взрывчатых веществ и оружия для проведения теракта. Их целью была Япония. Основная группа управлением была задержана в 2000 году, один из сектантов бегал от правосудия еще год.

«Сигналы» этого месяца – о заминировании на Стрельникова, Уткинской и на железнодорожном вокзале Владивостока, а также инцидент с сумкой, в которой вместо бомбы оказался аккордеон, в Уссурийске - были холостыми. Радует, что приморцы стали обращать внимание на бесхозные сумки и подозрительные предметы. И нам вовсе не кажется смешным, когда в СМИ вещают, что, мол, приехали взрывотехники и уехали ни с чем – а это был всего лишь пакет. То, что там не оказалось взрывных устройств, еще не значит, что никто не должен обращать внимание на подозрительные предметы - во всех подобных ситуациях мы работаем и обязаны работать по-боевому. Только бдительность поможет избежать человеческих жертв. Мы лучше десять раз съездим на “пустышку”, чем один раз будут жертвы. Взрывные устройства (ВУ) в Приморье не такая и редкость, как может показаться на первый взгляд, – в крае и Владивостоке то и дело на воздух взлетают джипы коммерсантов и представителей криминального мира. Поэтому всем позвонившим о наличии подозрительных предметов - наше большое спасибо.

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в ходе работы?

- Наши Кулибины как обычно делают? Берут взрывчатку и наворачивают на нее кучу проводов. Но как он, зараза, это сделал? Надо же разобраться, чтобы устройство не взорвалось, жить-то хочется. А военные саперы только со штатными боеприпасами работают, если хоть один проводок из снаряда торчит – они не подходят к нему, вызывают нас.

А вообще во Владивостоке и крае было несколько случаев, когда доморощенные минеры при закладке взрывного устройства прощались с жизнью, так сказать, на рабочем месте. Даже один из фигурантов по “АУМ синрикё”, он тоже сам подорвался. Так вот хотелось бы обратиться к нашим “террористам”: “Ребята, не делайте этого! Подумайте хорошенько и позвоните в ФСБ”. Помните, что своевременно сообщив о готовящемся преступлении, вы сохраняете жизнь себе и другим.

Есть у нас и проблема, которая не отличается от бед других оперативных служб: во время срочного вызова на потенциально заминированный объект нас не пропускают, не уступают дорогу в условиях «тесного» владивостокского движения. Основной помощник в нашей работе - взрывотехническая машина на базе ЗИЛа, “бычок”, как мы его называем. С помощью этого комплекса специалисты могут работать почти со всеми типами ВУ. В состав комплекса входит ирландский робот.

- Страшно на подобные случаи выезжать?

- Не боится только дурак, - отвечает Константин.

- Специфика вашей работы позволяет замечать определенную реакцию у людей, столкнувшихся с близкой опасностью. Как, на ваш взгляд, населению лучше всего обезопасить себя?

- Люди разные, но все как один - очень любопытные. Когда мы работаем с предполагаемым взрывным устройством, некоторые, несмотря на наши предупреждения через мегафон: “Уйдите от окон, отойдите на безопасное расстояние”, - остаются на месте и наблюдают за нашими действиями даже в бинокль! Неужели непонятно, что если будет взрыв, ударной волной вынесет стекла и осколками порежет лицо? Последние теракты в Тушино и на Тверской-Ямской показывают, что нельзя сбрасывать со счетов действия шахидов в любом регионе страны. Будьте бдительны.

Когда человек готовится к совершению теракта, он все равно волнуется, какая бы психологическая подготовка с ним ни проводилась. Инстинкт самосохранения - вещь сильнейшая, поэтому на лице экзомоторные реакции будут видны, человек будет, например, попросту потеть. И вести себя неадекватно ситуации, озираться, пытаться обезопасить “пояс шахида” или сумку с ВУ от случайных толчков.

Нелишним будет напомнить и о посылках и передачах в другие регионы страны. Ни в коем случае не беритесь доставлять авиа- или железнодорожным транспортом “посылочки с райскими яблочками дяде в Москву”. Там может оказаться что угодно: и взрывчатка, и наркотики. И еще раз: при обнаружении подозрительного предмета НИЧЕГО с ним не делайте и НЕ ТРОГАЙТЕ. Срочно позвоните по телефону «02», постарайтесь никого не допустить до места расположения подозрительного пред-мета и дождитесь приезда милиции.

Автор: Беседовал Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток»