Лицо шахидской национальности
Просто удивительно, что в Приморье пока не гремят (постучим по дереву) масштабные террористические акты - ведь для этого, как ни печально констатировать, имеются все предпосылки. К такому выводу пришел корреспондент «В», поприсутствовав на совещании, которое провели представители краевой администрации и силовых структур для руководителей предприятий, глав муниципалитетов и прочих ответственных лиц.
Просто удивительно, что в Приморье пока не гремят (постучим по дереву) масштабные террористические акты - ведь для этого, как ни печально констатировать, имеются все предпосылки. К такому выводу пришел корреспондент «В», поприсутствовав на совещании, которое провели представители краевой администрации и силовых структур для руководителей предприятий, глав муниципалитетов и прочих ответственных лиц.
Сотрудник управления ФСБ по Приморскому краю рассказал собравшимся об учениях, проводившихся на ряде потенциально привлекательных для террористов предприятий – от «Звезды» до Артемовской ТЭЦ. Чекисты-«террористы» практически в каждом случае сумели проникнуть на соответствующий объект. Иногда работники предприятий по доброте душевной даже помогали «диверсантам». Поэтому сотрудники ФСБ призывают руководителей серьезнее подойти к вопросам режима. А замначальника краевого УВД Станислав Староверов предупредил, что если на производствах, связанных с химическими реактивами, и дальше не будут находиться средства на элементарные прожектора и колючую проволоку, то хозяйственную деятельность этих предприятий придется прекращать.
Рекомендации для рядовых граждан довольно незамысловаты. Практика показывает, что террористы освоили самодельные взрывные устройства, в том числе и управляемые дистанционно. Поэтому к оставленным без присмотра вещам не стоит прикасаться и даже просто подходить - следует немедленно уведомить милиционера или любое должностное лицо. Если вы оказались в числе заложников, не мешайте и не помогайте действиям подразделений спецназа при штурме захваченных помещений – этим можете повредить и себе, и операции. Игра в героев здесь неуместна – падайте на пол, прикрыв голову.
Другая реалия современной террористической войны – шахиды-камикадзе. Выявить их по внешнему виду не всегда возможно. Специалисты предупреждают, что вовсе не обязательно смертником будет бородатый чеченский боевик – это может быть, к примеру, вполне славянская женщина, прописанная во Владивостоке и к тому же маскирующаяся под беременную. «Наше первое и главное оружие – бдительность», - подчеркивают в ФСБ.
Чтобы охранять Владивосток не то что от террористов - от банального хулиганья, нужно до четырех утра держать на ногах 300-400 человек из патрульно-постовой службы. Возрождение добровольных народных дружин сегодня вряд ли возможно. «Милиция переведена почти на казарменное положение, многие находятся в отпусках, а оставшиеся работают по 12 часов в день, - говорит заместитель начальника УВД края Станислав Староверов. – Это огромная переработка, некоторые не выдерживают и уходят. «За идею» сейчас в милицию идут немногие, соответственно меняется и облик сотрудника внутренних дел. Мы работаем на пределе сил и нуждаемся в помощи. Если ошибся наш сотрудник, поступил неправильно – сообщите нам, но не делайте негативных выводов обо всей милиции».
Участковые инспектора выявляют факты, когда жители Владивостока за некоторую плату пускают на ночлег приезжих кавказцев, даже не проверив их документы. Та же история – с гражданами Китая, Вьетнама, Таиланда. Так, один предприимчивый китаец в течение двух лет содержал в жилом доме закусочную, и никто у него не догадался спросить документы. Сегодня в связи с выросшей опасностью терактов милиционеры просят граждан сообщать обо всех селящихся рядом с ними «чужаках» - пусть даже на поверку те окажутся вполне лояльными.
Приморские представители противопожарной службы МЧС беспокоятся о глухих решетках на окнах помещений, в дневное время под завязку набитых людьми. Кроме того, при ремонте дорог нередко «закатываются» и пожарные гидранты, что чревато сами понимаете чем. Но особую тревогу вызывают подвалы жилых домов, в которых то селятся бомжи, то образуются всевозможные склады. Причем никто не следит, что арендаторы держат в этих подвалах – а бывает там и пиротехника, и газовые баллоны. Тут и «помощи» террориста не нужно для повторения московских кошмаров 1999 года.
«Никто не собирается запугивать людей, - подчеркивает первый вице-губернатор Приморья Федор Новиков, - но сегодня наша жизнь, жизнь наших близких зависит от нас самих».
Дежа вю
Из протокола заседания партактива города Ворошилова (ныне – Уссурийск) 9 августа 1938 г. Выступление товарища Сорокина: «На ст. Ворошилов никто у проверяющих пропуска не спросил, на территорию прошли свободно, проникли проверяющие на ПВРЗ беспрепятственно, осмотрели все цеха, никто не остановил и не спросил посторонних людей, что они тут делают. На телеграф прошли без пропуска, без проверки документов, разболтали все, что делается, даже секреты. То же - на Сахзаводе. До каких же пор мы будем только болтать о бдительности, не научась применять ее на деле по-настоящему».
Автор: Василий АВЧЕНКО, Андрей ВОЛКОВ (рис.), «Владивосток»