...Да рубль перевоз
Во вторник в администрации Приморского края состоялось совещание под председательством руководителя департамента рыбного хозяйства Владимира Леонова, посвященное вопросам взаимодействия дальневосточных рыбодобывающих компаний и организаций-отправителей с министерством путей сообщения.
Во вторник в администрации Приморского края состоялось совещание под председательством руководителя департамента рыбного хозяйства Владимира Леонова, посвященное вопросам взаимодействия дальневосточных рыбодобывающих компаний и организаций-отправителей с министерством путей сообщения.
Оказалось, что у рыбаков и у многочисленных отправителей накопилось немало вопросов и даже претензий к железнодорожникам. Особенно это касается тарифной политики: ставки на восточные направления существенно меньше аналогичных на западные направления. В результате приморские рыбаки фактически потеряли рынки европейской части России, где не выдержали ценовой конкуренции с норвежскими коллегами. Представители рыбодобывающих компаний утверждают, что норвежская продукция продается уже в Красноярске и Иркутске, причем речь идет не о какой-нибудь дорогой деликатесной семге особого посола, но об обычной «пролетарской» селедке.
Продвижению дальневосточной рыбки на российском рынке мешает приказ МПС, ограничивающий время использования вагонов-термосов. В отличие от рефрижераторных секций в них нет холодильных установок, но за счет герметичности и особой изоляции охлажденную до минус 18 рыбопродукцию можно доставлять в города страны в течение 8–9 дней, при этом в конечный пункт назначения рыба приходит в таком же замороженном виде. Еще в прошлом году использовать вагоны-термосы можно было до 1 июня, в этом срок сократился до 1 апреля. Кстати, практика многих компаний-отправителей показывает, что если вагон-термос полностью исправен, возить в нем продукцию на небольшие расстояния можно даже летом. Но согласно приказу МПС теперь вагоны-термосы можно использовать только в холодное время года. При этом тариф на перевозку продукции в рефсекции на 20–30 проц. выше, чем в вагоне-термосе. Это дает право рыбакам подозревать МПС - монополиста в своей области - в завуалированном повышении тарифов.
Еще одна проблема рыбаков – нехватка подвижного состава, которая особенно остро ощущается во время путины. Способствует этому практика «номерных» вагонов, когда конкретные вагоны закрепляются за определенным экспедитором. И если ему еще не подошла рыба, вагоны могут простаивать неделями, тогда как склады затоварены «чужой» продукцией. Вообще же вагоны делятся на две категории: принадлежащие МПС и арендованные другими фирмами. Парадокс, но пользоваться арендованными намного дешевле, и за ними во время путины образуются огромные очереди.
Руководители железной дороги на совещание не явились - присутствовала лишь представитель структурного подразделения ДВжд ГУП «Рефсервис» Гульбану Нурмуханова. В ответ на предъявленные претензии она сказала, что условия перевозки скоропортящихся продуктов разрабатываются научно-исследовательскими институтами, а предложение рыбаков формировать особые скоростные составы, способные удешевить доставку продукции, посоветовала перенаправить руководству ДВжд. Что же касается тарифов – это вопрос к правительству и министру путей сообщения.
Администрация Приморского края в лице департамента рыбного хозяйства пообещала не остаться в стороне от проблем рыбаков. В ближайшее время руководству ДВжд и МПС будут отправлены письма с конкретными предложениями, как наладить сотрудничество между рыбаками и железнодорожниками.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»