Босяк, Толян и рыжий клоун, или Почему в цирке не стареют

Цирк любят люди разных возрастов, профессий и дохода. Потому что цирк – это маленькое чудо. Место, где царят доброта, красота и смех. Звезда эстрадно-циркового шоу, которое начнется во Владивостокском цирке 1 августа, обладатель золотой медали международного конкурса в Париже, дрессировщик Юрий Сосин – гость «В».

29 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1399 от 29 июль 2003

Цирк любят люди разных возрастов, профессий и дохода. Потому что цирк – это маленькое чудо. Место, где царят доброта, красота и смех. Звезда эстрадно-циркового шоу, которое начнется во Владивостокском цирке 1 августа, обладатель золотой медали  международного конкурса в Париже, дрессировщик Юрий Сосин – гость «В».

САЛЬТО-МОРТАЛЕ НА БАТУТЕ

Собачья акробатика – уникальный, единственный в России номер. Сальто-мортале, прыжки на батуте, стойку на передних лапках – все выполняют четырнадцать лающих актеров. Шпиц, бобтейл, пудель, лайка, кокер-спаниель, дворняжки...…

- Вам все равно, какой породы собака?

- Нет. Я смотрю, чтоб животное было красивым, стройным, сильным. Сальто-мортале на батуте выполняет шпиц Бук, а его брат – стойку на передних лапах.

- А как зовут других артистов?

- Есть у меня Сильвочка, есть Бесси, проще говоря – Босяк. Его я купил в прошлом году во Владивостоке, еще щенком. Сейчас он подрос, солидный пес, в Японии побывал...… Мой любимец – рыжий пудель Толян – вообще-то сначала был Пушком. Еще щенком я взял его на гастроли в Бельгию. Ехали мы на грузовиках. Я сидел рядом с водителем – здоровенным таким рыжим бугаем - в кабине, а будочка Пушка стояла на спальном месте. Он высовывался, клал мордочку водителю на плечо и засыпал.  «Он вас беспокоит?» - спрашиваю. «Нет, - говорит, - пускай, мне нравится. А как его зовут?» - «Пушок». –«Какой же он Пушок, такой рыжий. Он – Толян, как я! Назови его Толяном, а?». Ладно, говорю. Через пару лет цирк опять поехал на гастроли на грузовиках. Подходит ко мне рыжий здоровяк: узнал? Тот водитель! Как, говорит, мой тезка? А он вот - красивый, хвостом виляет.

Толян – заслуженный артист. Как все пудели – очень умный, но такой ранимый, впечатлительный...…  Нежная натура! Иногда нужно отработать по первому классу – на премьере, например. Говорю: «Толя, я тебя прошу, сегодня поработай от души». Он смотрит мне в глаза – и работает! На следующий день, правда, может начать филонить. «Ну что ж, - говорю, - и не надо, раз ты вчера устал…»...

Собаки все понимают. Иногда приходишь после представления и мрачно спрашиваешь: ну, гады, кто сегодня плохо работал? А они уши прижимают, морды отворачивают и друг на друга косятся! Как люди!

И относиться к ним нужно по-человечески. Самое главное – терпение. Собака может просто испугаться во время тренировки и начнет упираться, отказываться работать. Откладываешь трюк на время, чтобы животное забыло неудачу, страх, а потом все сначала.

Щенкам я сначала даю возможность окрепнуть, подкачать мышцы. Ну как детям, которых приводят в большой спорт.

Потом приучаешь к лонже, потом начинаешь медленно переворачивать собаку, чтобы она поняла, чего мы от нее хотим. Одно и то же каждый день – бывает, и полгода. Главное, чтобы собака не испугалась, чтобы ей нравилось. Арена должна быть для нее радостью. Нельзя бить, кричать. Бывали случаи, когда неопытные дрессировщики калечили собак. И когда меня спрашивают зрители: а вот как бы мне свою собачку научить так же, я отвечаю: не надо, не вздумайте!

- Есть у вас животные-пенсионеры?

- Да. Кто у меня дома, кого в добрые руки отдаю. Собака ведь еще лет пять будет жить, просто работать уже не может...… Главное – не на улицу. Нигде нет столько брошенных собак, как у нас. Как только рука поворачивается...… Есть идея сделать новеллу с таким началом: ветер, метель, и на крышке канализационного люка свернулась собачка...… Может, у кого-то сердце оживет...…

ТРУДНО БЫТЬ СМЕШНЫМ

Сосины – известная цирковая династия. Дочь Юрия Александровича Елена – уже пятое поколение дрессировщиков собак. А он сам, как принято говорить, в опилках родился. На арене с детства. Набирался опыта у родителей. Но не только у них.

- Мне повезло: я работал в молодости с Юрием Владимировичем Никулиным и Олегом Константиновичем Поповым (в его коллективе - 18 лет). Однажды Юрий Владимирович попросил меня заняться его собакой – Мухтаром. Тем самым, из фильма. Специально для него была придумана реприза про хулиганов. Но… пес постарел, потерял интерес к работе. В принципе это было несложно – разозлить собаку. Но получилось, что Мухтар стал бросаться  только на меня, и все. «Ну что ж, - сказал Юрий Владимирович, - придется тебе в репризе выходить». «Но я не клоун…». - «Ничего, научим». Как мне было трудно приставать – на сцене - к жене Никулина Танечке! Я отчаянно стеснялся, мне было  всего 23 года. Никулин возмущался: «Ты ж кадришь девушек на улице, какая разница!».

У Олега Попова я принимал участие во всех репризах. Он говорил: когда-нибудь, Юра, тебе это пригодится. И оказался прав. В недавнее сложное время пришлось быть и клоуном. Вот когда вспомнились уроки мэтров!

- Что нужно, чтобы стать хорошим клоуном?

- Большое трудолюбие. Любовь к своему делу. Умение добиваться цели. Кстати, совершенно необязательно быть смешным в жизни. Часто человек в компаниях друзей всех смешит, а на манеже – публика недоумевает. Ведь и Никулин, и Олег Попов в жизни были серьезными людьми. Клоун должен уметь многое делать своими руками. Попов сам мастерил макеты всего необходимого ему реквизита. Пилил, строгал, слесарил. Поиском музыки, костюмов тоже занимался сам.

Олег Константинович учил: не верьте, что нужно идти на поводу у публики. Ударить палкой – это не смешно. Ищите настоящий юмор. «Что ты мне рассказываешь, как будет хорошо! – говорил он. – Ты иди на манеж, одевайся и покажи, а мы посмотрим, смешно или нет».

Помню, готовил ему собаку для репризы про водку. Клоун наливал собаке водки, она выпивала и падала. Клоун говорит: «Нализалась! Отравилась! А мы не травимся». Для этой репризы он очень долго искал музыку. Уже номер готов, а музыки нет. В конце концов выбрал «Подмосковные вечера». И попал в точку! Так что в основе удачной репризы лежат расчет и труд.

Очень жаль, что сегодня мало хороших клоунов. Олег Константинович уехал в Германию, потому что государство его обидело. Сколько денег он стране заработал! Два представления в день, всегда аншлаги. И 1000 рублей пенсии. Унизительно! А он хотел сделать свой цирк в России... Поверьте, я знаю, о чем говорю, мы долго беседовали перед его отъездом. Нынешние дети не знают, кто такие Карандаш, Олег Попов…... Обидно.

- Юрий Александрович, а сколько вам лет? Только не говорите, что 90…...

- Мне…... ну…... 50. И поставьте многоточие.

- Правда, что в цирке люди медленнее стареют?

- А нам нельзя стареть. Пока работаешь, держишь себя в форме, все время рядом с молодежью – есть смысл в жизни.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»