Призраки корейской войны

Ровно пятьдесят лет назад, 27 июля 1953 года, закончилась трехлетняя война на Корейском полуострове. Начнется ли следующая?

25 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1398 от 25 июль 2003

Ровно пятьдесят лет назад, 27 июля 1953 года, закончилась трехлетняя война на Корейском полуострове. Начнется ли следующая?

Из досье «В»
Корея, с начала прошлого века являвшаяся колонией Японии, после завершения второй мировой войны оказалась разделенной на две зоны по 38-й параллели (в северной части страны находились советские войска, в южной – американские). В 1948-м на юге возникло проамериканское государство во главе с Ли Сын Маном, а в Пхеньяне – просоветская КНДР во главе с Ким Ир Сеном. 25 июня 1950-го между двумя этими странами начались военные действия. Войска Ким Ир Сена заняли почти всю площадь Корейского полуострова, однако после принятия так называемой третьей резолюции Совбеза ООН в войну вступили силы международной коалиции. Уже в октябре 1950-го они подошли к 38-й параллели, а затем и перешли ее. В 1951-м фронт стабилизировался на рубеже той же самой 38-й параллели. Начался этап активной позиционной обороны. 27 июля 1953 года в приграничном поселке Панмунджоме было подписано соглашение о перемирии.

ПОЛВЕКА ХУДОГО МИРА

50-летие со дня окончания войны в Корее странным образом совпало с новым обострением ситуации на полуострове. После сообщений о наличии у КНДР ядерного оружия, заявлений высокопоставленных российских чиновников о ведущейся подготовке к атомному конфликту под боком у РФ, на фоне отсутствия согласия между Пхеньяном и Вашингтоном мир серьезно заговорил о военном столкновении. Удастся ли его избежать? Как может выглядеть новая война? Насколько серьезно она отразится на России? О прошлом, настоящем и возможном будущем Корейского полуострова читателям «В» рассказывает кандидат исторических наук Игорь Толстокулаков, заведующий в Высшем колледже корееведения ДВГУ кафедрой истории, экономики и культуры Кореи.

- Игорь Анатольевич, хотя уже прошло полвека, до сих пор нет единого мнения, кто же в 1950 году развязал войну на Корейском полуострове…

- Документы свидетельствуют, что оба корейских государства вели подготовку к войне. В то же время ни южане, ни северяне не хотели напасть первыми, чтобы не брать на себя ответственность. Однако когда стало очевидно, что войны не избежать, Сталин дал добро Ким Ир Сену, и первыми переступили границу все-таки северокорейские войска. Это однозначно, но не начнись война 25 июня, то же самое могло бы произойти немного позже уже по инициативе южной стороны. Буквально через месяц-полтора военная ситуация могла бы измениться - Ли Сын Ман объявил набор в национальную армию, американцы помогали ее вооружать. Так что ответственность лежит на обоих корейских государствах, а также на США и СССР. Нападение все же было достаточно неожиданным: немногим более месяца спустя в руках южан остался только крайний юго-восток в районе Пусана.

- А потом баланс сил и ход войны переломила резолюция ООН?

- Да, резолюция ООН и последующая высадка войск – преимущественно американских (силы США исчислялись десятками тысяч человек, тогда как другие страны отправили в Корею под флагом ООН очень небольшие контингенты). На начальном этапе с учетом того, что Ли Сын Ман сумел буквально в течение первых двух суток объявить всеобщую мобилизацию, баланс людских сил был примерно одинаков. Вооружением северные корейцы были обеспечены лучше за счет помощи Советского Союза. Но успех КНДР просуществовал недолго. Уже 15 сентября американский десант высаживается в Инчхоне (порт рядом с Сеулом на берегу Желтого моря), через два дня – в Пусане. Одновременно с этим начинаются бомбардировки северокорейских территорий и даже занятых северянами районов Южной Кореи. Началось отступление войск Ким Ир Сена, 20 октября пал Пхеньян, вскоре американцы вышли к Амноккану - пограничной реке между Северной Кореей и Китаем.

КНДР как государство могло бы исчезнуть с лица земли, если бы не вмешательство миллионного военного контингента китайцев (и еще примерно столько же было занято в тыловом обеспечении). Причем Сталин настаивал на вмешательстве китайцев еще с августа, но Мао Цзэдун медлил, прежде чем решиться на боевые действия. Кстати, в этой войне погиб единственный сын Мао Цзэдуна, танкист.

В начале 1951 года все вернулось на круги своя - войска сгруппировались в районе 38-й параллели. С этого момента и вплоть до июля 1953-го шла позиционная война. Переговоры велись под эгидой специальной комиссии ООН, и 27 июля 1953 года было подписано соглашение о перемирии. Хотя в Китае, например, и раньше осознавали, что война проиграна.

- Но в КНДР и сегодня говорят о славной победе северокорейского народа.

- Северная Корея настаивает на том, что войну развязали южане, значит, получается, что КНДР отразила нападение, отстояла свою независимость.

- И все-таки как можно оценить итоги войны – ведь граница между корейскими государствами по-прежнему проходит по 38-й параллели?

- Итоги ужасные. Был сохранен статус-кво, однако Северную Корею практически полностью разрушили, Пхеньян был вообще стерт с лица земли (Южная Корея пострадала несколько меньше). Точное число всех погибших неизвестно – от 3 до 5,5 миллиона человек. Я склонен считать более достоверной вторую цифру. Из них миллион китайцев (как убитых, так и раненых - более точных данных нет), 1,2 млн. северных корейцев, 2 млн. южных. Также погибло около 55 тысяч американцев (это по данным США, тогда как КНДР считает, что более миллиона). Советские граждане официально не участвовали в боевых действиях. Там воевали наши летчики, но все они считались товарищами Кимами, Паками и т. д. Где-то я читал, что общее число погибших советских летчиков и военных специалистов не превышает 100-150 человек. (В Интернете можно найти данные – правда, опять-таки неподтвержденные – о 275 погибших. - В. А.).

- Можно ли рассматривать войну 1950-1953 гг. как первое столкновение двух ядерных сверхдержав – США и СССР?

- Да, после начала «холодной войны» произошла первая проба сил двух противостоящих блоков. Кстати, рассматривался вопрос о ядерной бомбардировке Пхеньяна. Слава богу, американцы в тот момент не рискнули на это пойти. Но корейская проблема не решена до сих пор.

Из досье «В»
Замминистра иностранных дел России Александр Лосюков, июль 2003-го «Ход событий показывает, что конфликт может только усугубляться, и потенциальная возможность его военного разрешения достаточно высока. МИД РФ считает целесообразным… рассмотреть вариант самого фатального исхода и быть готовыми к такому сценарию как морально, так и материально». «Интерфакс».

В ОЖИДАНИИ «ЯДЕРНОГО ГРИБА»

- Более того – в последнее время она обострилась. В прессе участились сообщения об атомном оружии, якобы имеющемся у КНДР, замминистра иностранных дел РФ Александр Лосюков заявил, что Россия готовится к возможному ядерному конфликту на Корейском полуострове.

- Я бы не стал говорить так однозначно. Прочитав интервью Лосюкова, я заглянул в Интернет и увидел: через несколько дней после этого заявления он в Сеуле говорил, что Россия уверена в мирном разрешении ситуации. То есть одна информация для отечественного потребителя и другая - для южнокорейского. Мне кажется, своим заявлением замминистра хотел дать понять северным корейцам, что Россия вполне допускает невыгодный для Пхеньяна сценарий и готовится к нему. Мол, извините, не будем рисковать собой, идти вопреки своим интересам, ваша позиция должна быть смягчена. Северные корейцы настаивают на том, чтобы переговорный процесс шел в двустороннем формате – КНДР - США. Потому что и Китай, и Япония, и Республика Корея, и Россия могут оказать давление на КНДР в плане сворачивания ядерных разработок. От Китая и России КНДР зависит больше, чем от США - и политически, и экономически. Они надеются, что в двустороннем формате смогут выторговать более выгодные для Пхеньяна условия в части выполнения обещаний американцев о помощи КНДР.

- Так возможна ли, по-вашему, сегодня война на Корейском полуострове?

- Есть два прогноза – оптимистический и пессимистический. Второй довольно подробно изложил Лосюков. И действительно, это может произойти. Пхеньянский режим закрыт и непредсказуем.

- Как может выглядеть новая война – будет ли это конфликт между Севером и Югом (к 38-й параллели с обеих сторон стягиваются войска, недавно всех взбудоражило известие о перестрелке на границе) или же агрессия США против КНДР по иракской схеме?

- Уверен, что Северная Корея на Южную нападать не будет. А вот вмешательство США может привести к военному конфликту на полуострове по иракской схеме. Но КНДР – это не Ирак, здесь завязан слишком большой узел международных противоречий с участием великих держав – Китая, России, Японии, той же Южной Кореи (ее  никто пока не считает великой державой, но  тем не менее с мнением РК в этой ситуации будут считаться).

Военная техника КНДР - в основном на уровне конца 60-х - начала 70-х. Но есть и новые разработки - ракеты «Тэпходон-1» и «Тэпходон-2». Иран, например, сумел модернизировать «Тэпходон-2» и теперь угрожает Израилю. Эти ракеты способны нести и атомный заряд.

- А есть ли этот заряд у КНДР? – вот в чем вопрос.

- Уверен, что есть. От 10 до 15 зарядов. Иначе зачем им все это было нужно?

- Блеф.

- Может быть, они и блефуют, демонстрируя свою безрассудную готовность к войне, но не думаю, что блефуют относительно наличия ядерных зарядов. Единственный ядерный центр, рассекреченный несколько лет назад, работает довольно давно. Он находится в Йонбене, в сотне километров от побережья Желтого моря - достаточно далеко от нас.  Даже в случае ядерного инцидента при нынешних климатических условиях (ветры летом дуют в сторону Китая, зимой – наоборот, в сторону Японии) мы не пострадаем. Хотя это зависит от погодных условий и от масштаба инцидента.

Сейчас идет речь и о втором ядерном центре - первая информация появилась, если не ошибаюсь, 19 июля в «Нью-Йорк таймс», но Южная Корея тут же опровергла эту информацию. Выводы были сделаны на основе анализов атмосферного воздуха, в которых нашли криптон-85, но южане заявили, что пробы были сделаны даже не в северокорейской атмосфере. Повышенная концентрация этого газа фиксируется при переработке графитовых стержней, но по соседству - Япония, Китай, Республика Корея, которые этим же самым занимаются. Думаю, что ситуация нагнетается искусственно, чтобы надавить на КНДР и привлечь к переговорам максимальное количество сторон. Не случайно утечка информации произошла 19 июля, а 20-21 Александр Лосюков был в Сеуле, в эти же дни там находился министр иностранных дел Китая, после чего полетел в Вашингтон.

Из досье «В»
Пресс-секретарь госдепартамента США Ричард Баучер выступил с заявлением о том, что «прекращение разработки Пхеньяном ядерного оружия было бы основным сигналом для США по предоставлению КНДР гарантий ненападения». Вашингтон настаивает на скорейшем проведении переговоров по ядерной безопасности на Корейском полуострове при участии США, КНДР, Китая, Японии и Южной Кореи. Газета.ру, 23 июля 2003.


А МЫ?

- Россия заинтересована в безъядерном статусе Корейского полуострова, КНДР - в выполнении Штатами своих обязательств…

- Возможно, она рассчитывает получить даже больше, чем было оговорено. Что касается Республики Корея, то она заинтересована в том же самом безъядерном статусе. Более того, как раз позиция южан, на мой взгляд, не даст американцам провести здесь операцию по примеру Ирака. И с Южной Кореей, и с Японией США вынуждены считаться.

- Вероятно, Россия займет нейтральную позицию в случае военного развития конфликта?

- Все говорит о том, что да, потому что последний договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный между РФ и КНДР, был подписан без секретных протоколов. Раньше мы были обязаны в случае военного конфликта моментально оказывать КНДР помощь, сейчас этого нет. Не думаю, что Россия примет участие в антиамериканской военной акции – мы не можем себе этого позволить. Китайцы – другое дело, они могут если не воевать, то помогать так активно, что американцам это не придется по душе. Опять же заявление Лосюкова о том, что мы готовимся к любому сценарию, что будем защищать себя, свои интересы, не более того - вот эти факты говорят о том, что Россия не будет активно вмешиваться в военное развитие ситуации. Хотя, разумеется, Россия постарается не допустить войны.

Еще один момент: для меня дико звучат заявления о готовности Приморья принять беженцев из КНДР. При нестабильной ситуации на российском Дальнем Востоке мы не можем на это пойти. Тем более что не допустить поток беженцев очень просто, была бы политическая воля – с КНДР Приморье граничит по реке Туманной на 17-километровом укрепленном участке. И тогда поток уйдет в Китай – там и граница протяженнее, и тропинки уже налажены, и  социокультурная среда ближе.

- И все-таки насколько возможная война опасна для нас – приморцев, дальневосточников?

- Гораздо большую угрозу для нашего населения я вижу в том, что происходит сейчас на наших складах боеприпасов. Хотя какой-то небольшой процент нежелательного развития ситуации допускаю – 30 на 70, может быть, даже 20 на 80. Надеюсь, что и Китай окажет влияние (сейчас это главный экономический партнер КНДР, да и политически Пхеньян всегда был привязан к Пекину). США больше всего заинтересованы в придании переговорам международного статуса. Они настаивают на участии Республики Корея и Японии, практически подключили Китай, в последнее время, как представляется, не возражают и против участия России, хотя об этом не объявлено официально. В то же время американцы – большие прагматики, они намерены использовать участие Китая и России как дополнительный фактор давления на Пхеньян. Хотя, на мой взгляд, КНР и РФ могли бы оказать давление и на американцев.

- В максимальной интеграции корейских государств заинтересована и Россия – известны планы объединения Транскорейской магистрали и нашего Транссиба, ряд других проектов. Однако наметившееся в последнее время сближение Северной и Южной Кореи, похоже, серьезно «заморозилось»?

- Не просто заморозилось. Если сравнивать с 2000 годом, то наблюдаем обратный процесс. Вот недавняя перестрелка в пограничной зоне - не думаю, что ее спровоцировали южане, они сейчас и на словах ведут себя чрезвычайно осторожно, чтобы никоим образом не дать КНДР предлога для обострения. Думаю, что это была «проба пера» со стороны Северной Кореи. В высшем руководстве КНДР четко прослеживается отсутствие единства. Мне кажется, что Ким Чен Ир относится к миротворцам, дай бог ему сил и здоровья. Но есть и свои «ястребы», более старшее поколение, может быть, это военный истеблишмент, органы госбезопасности. Из-за того, что лидеры в Пхеньяне не могут договориться между собой, и получается так, что одни организовывают переговоры, а другие устраивают перестрелку.

Котел постепенно закипает, но я бы предостерег от искусственного нагнетания напряженности. Действительно, ситуация очень сложная, но были времена и потяжелее. Китай и Россия не дадут возможности Северной Корее развязать войну. Обострение ситуации не поддержат ни Япония, ни Южная Корея. Главная опасность сегодня исходит от США. Если американские лидеры не прислушаются к мнению своих же ученых-экспертов, исключающих силовые методы решения проблемы, и пойдут на военный конфликт, это будет такое безумство, которое даже трудно с чем-то сопоставить.

Из досье «В»
Губернатор Приморья Сергей Дарькин на пресс-конференции 23 июля упомянул о том, что в крае начнется масштабная ревизия системы ГО и ЧС. На вопрос о готовности края в случае необходимости принять северокорейских беженцев губернатор ответил, что Приморье в состоянии принять беженцев в расчете до 10 проц. от населения края (то есть до двухсот тысяч человек).

Автор: Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»