Оформить всё

Сегодня – последний день действия старых пошлин. Впереди – мертвый сезон. За плечами таможенников – почти 11 тысяч оформленных авто за неполный месяц против 10 тысяч в июне. Небывалая цифра. Осталось сделать заключительный рывок. Поэтому сегодня таможенники работают до 24.00.

25 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1398 от 25 июль 2003

Сегодня – последний день действия старых пошлин. Впереди – мертвый сезон. За плечами таможенников – почти 11 тысяч оформленных авто за неполный месяц против 10 тысяч в июне. Небывалая цифра. Осталось сделать заключительный рывок. Поэтому сегодня таможенники работают до 24.00.

“Концепция развития отечественного автопрома” ставит Владивостокскую таможню на уши уже второй раз. Таможенники поневоле бьют рекорд за рекордом по количеству оформленных машин, а желающие растаможить авто днями простаивают в очередях. Еще один теплоход - “Русь” - прибыл вчера, на борту полторы сотни “японок”.  Успеют ли?

Предыстория вопроса хорошо известна. С завтрашнего дня пошлины на импортные автомобили для физических лиц подрастут почти в два раза, в результате чего ввозить машины таким способом станет малорентабельно. Соответствующее постановление об этом вышло 21 июня, и с тех пор “зеленку” начало лихорадить. Перепуганные покупатели ринулись на рынок, а продавцы, смекнув, что к чему, подняли цены под предлогом того, что “после 26 июля будет еще дороже”. Цены взвинтили и в Японии, но объемы ввозимых иномарок продолжали нарастать, и во второй половине июля порт принимал ни много ни мало один-два теплохода в день.

Радоваться бы такому изобилию, да увы. Нездоровый ажиотаж порождает массу проблем. Как рассказал “В” замначальника автотранспортного поста Владивостокской таможни Владимир Букреев, всю последнюю неделю сотрудники таможни проводят на работе по 14-15 часов, досматривая до тысячи машин и оформляя сотни документов ежедневно. Из-за усталости таможенников приходится чаще менять смены. Рабочая обстановка, мягко говоря, нервная, однако, как отмечает Владимир Васильевич, теперь люди ведут себя более цивилизованно, чем год назад в подобном положении. По крайней мере, по утрам они не берут штурмом двери, чтобы первыми занять очередь, а договариваются заранее. И все же стояние в нескольких очередях кряду с утра до ночи выматывает не на шутку, так что почва для конфликтов возникает автоматически. Те же пробки на подъезде к складу провоцируют ежедневные волны мата.

Как всегда, находится немало желающих “сунуть кому надо” и решить вопрос побыстрее. Несомненно, существует масса способов обойти тягомотную процедуру стороной. Однако спрашиваемые нами автобиснесмены были не слишком многословны на сей счет. Как прокомментировал ситуацию Владимир Букреев, напропалую отрицать наличие взяток на таможне было бы необъективно, однако максимум, что можно гипотетически сделать за взятку, это ускорить процесс, а речи о фальсификации каких-либо документов или непрохождении автомобилем досмотра быть не может. Но, добавим от себя, чего русский человек не сделает по большой дружбе или за большие деньги… Тем более при такой авральной спешке.

Пока таможенники оформляют последних пришельцев из Страны восходящего солнца, владивостокцев гложет принципиальный вопрос: что же на самом деле будет с ценами и с автобизнесом Приморья? Рынок, известное дело, чертовски живучий организм, приспосабливающийся к любым катаклизмам; следовательно – не загнется. К слову сказать, не такое уж это и ЧП – пошлины. И вот почему.

Растаможивание автотранспорта происходит в двух режимах. Первый – упрощенно-льготный – для физических лиц. Относительно дешевые ставки 0,85 и 1,4 евро за куб. см (в зависимости от объема двигателя) и облегченная процедура оформления были очень удобны для незарегистрированных предпринимателей, подрабатывающих привозом японских машин. С 26 июля эти льготы отменяются, а стоимость налоговой ставки рассчитывается по шести параметрам, индивидуальна для каждого автомобиля и возрастает в среднем в полтора раза. Зато второй, более дорогой способ, предназначенный для юридических лиц – совокупный таможенный платеж, – остается без изменений. Получается, что нелегалам придется либо завязывать с бизнесом, либо регистрироваться и платить налоги. По данным таможенников, в последние несколько месяцев юридические лица сравнялись с физическими по количеству ввезенных иномарок, а это значит, что переориентация рынка на легальных дилеров началась уже давно. Логично предположить, что в дальнейшем она еще более усилится. Для сравнения: по словам Владимира Букреева, в центральной части страны доля иномарок, перегоняемых физическими лицами из Европы, превышает 90 проц. Так что по ним правительственное постановление аукнется даже сильнее.  

Спрогнозировать динамику рынка можно по аналогии с предыдущим пошлинным ростом. Месяц-полтора продавцы на “Зеленом углу” будут реализовать все, что завезли в июле, и количество проходящих через таможню машин упадет до нижней границы – 1000-1500 в месяц. Цены вскоре немного снизятся, однако уровень начала года уже недостижим. К концу же 2003 года, полагает Владимир Васильевич, объем иномарок из Японии восстановится до нормального уровня в 4-5 тысяч ежемесячно.

Но это – дело неблизкого будущего. Сегодня – успеть, успеть, успеть во что бы то ни стало. Мало ввезти “японку” в страну до 26-го, главное – оформить таможенно-приходный ордер до дед-лайна в 00.00. Не успеешь – останешься без прибыли.  

Автор: Юрий ГОВОРУШКО, специально для «В»