Новорусское чудо

Гимн Бурейской ГЭС, написанный, естественно, Пахмутовой и Добронравовым специально под открытие станции, 9 июля Владимиру Путину не исполняли. Может, оттого, что там есть двусмысленные слова про новорусское чудо, а может, не хватило времени – Путин до предела сократил свое пребывание на берегах укрощенной Буреи. Не слышно было и чтобы в Талакане затягивали гимн про свой героический подвиг расслабившиеся гидростроители, которым по случаю приезда президента и еще 900 разных гостей дали погулять два дня.

18 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1394 от 18 июль 2003

Гимн Бурейской ГЭС, написанный, естественно, Пахмутовой и Добронравовым специально под открытие станции, 9 июля Владимиру Путину не исполняли. Может, оттого, что там есть двусмысленные слова про новорусское чудо, а может, не хватило времени – Путин до предела сократил свое пребывание на берегах укрощенной Буреи. Не слышно было и  чтобы в Талакане  затягивали  гимн про свой героический подвиг расслабившиеся гидростроители, которым по случаю приезда президента и еще 900 разных гостей дали погулять два дня.

Как известно, намеченный волевым решением  Анатолия Чубайса несколько лет назад торжественный пуск первого гидроагрегата советского долгостроя – Бурейской ГЭС – должен был состояться 30 июня этого года. Под приезд президента пригласили уважаемых людей – того же поэта Евтушенко, хоть и отставного, но влиятельного Примакова, депутатов, ветеранов гидростроя. Но Путин в июне  не успел. Что-то случилось там, в Кремле, важное. Встречу перенесли на 9 июля. Потом были очередные теракты в Москве и новый виток наездов на олигархов. В итоге мощнейшая на Дальнем Востоке да и в стране стройка, гордость Чубайса и гидростроителей, была запущена менее помпезно, чем предполагалось, без выдающихся особ, а  количество охранявших президента людей в форме и пиджаках не поддавалось счету.

А ЧУБАЙС СЕБЕ ПАМЯТНИК СТРОИТ

Бурейскую станцию страна рожает 27 лет. К тому моменту, когда в 1999 году там все уже начали растаскивать, РАО “ЕЭС России” и министерство путей сообщения решили достроить объект. Чубайс и бывший главный железнодорожник Аксененко, в то время первый вице-премьер правительства, “взвалили” эту ношу на себя. И стройка действительно закипела. Темпы ее возведения превысили все советские рекорды. Даже в сталинские времена так быстро плотины из бетона не получались. Вновь вернулись со всей страны  сбежавшие было специалисты, задействовали заводы-поставщики, использовали вахтовый метод. Наши земляки - проходчики из Дальнегорска тоже успели проложить  в бетонном теле плотины не одну сотню километров кабелей, пока нанимавшую их подрядную организацию не погнали чубайсовские менеджеры за срыв монтажных сроков. Приморский след на Бурее не только в том, что через Владивосток туда доставляли мощный и производительный американский комплекс для замеса бетона. В еще до конца не достроенной плотине немало нашего спасского цемента - пусть он “стоит” долго.

Сейчас “доля” ежегодных затрат РАО “ЕЭС России” в строительстве будущей самой крупной на Дальнем Востоке гидроэлектростанции, которая в год будет выдавать столько электроэнергии, сколько в такой же период потребляет Приморский край – больше 7,1 млрд. кВт/ч - почти 70 процентов. Остальное доплачивает бюджет. И в эту сказку многие годы верили непосвященные.

Но оказалось, и об этом сказал на Бурее Путин, станцию строит вся страна. А особенно – дальневосточники. Потому что по договоренности с правительством в завышенные  тарифы, которые вчера, сегодня и завтра мы оплачивали и будем оплачивать, как раз  заложены расходы энергетиков на возведение этой станции! Десятки миллионов собранных с нас рублей ежемесячно перечисляют “Дальэнерго”, “Хабаровскэнерго” и подобные собиратели этого своеобразного налога в пользу станции. Приятно, конечно, ощущать себя частью целого. Только вот сидеть на рубильнике будут другие. 

КАК ПУТИН ЧУБАЙСА НА КОЛЕСЕ ПРОКАТИЛ

Пока президента водили по отделанному, как дворец Хусейна, центральному пункту управления    станции, пока он символически  нажимал на красную кнопку и запускал уже два месяца как работающий  энергоблок, все шло гладко и без сенсаций. Анатолий Чубайс что-то объяснял первому лицу государства, гендиректор ГЭС в светлом костюме все время как нарочно  загораживал президента и  мешал фотокорреспондентам и операторам снимать хороший план. Неожиданности начались на коротком  импровизированном совещании, которое завершало визит. По всей вероятности, Путин сказал то, чего от него не ждала многочисленная команда Чубайса. Во всяком случае, сам великий приватизатор, как говорят очевидцы, несколько растерялся. Слова эти уже через час разнесли по всем каналам. И смысл их был в том, что не Чубайс подарил станцию стране. И не подарок это вовсе.  А весь российский народ заплатил за это из своего кармана. Гидростроители проявили трудовой героизм за хорошие деньги. И вообще ГЭС – она, оказывается, федеральная.

Если это не хорошо задуманный пиаровский ход, то тогда многим есть чем гордиться. Это мы с президентом возрождаем Россию. Это дальневосточники осуществляют реанимированную Путиным единственную такого масштаба региональную программу развития Дальнего Востока, по которой окончательно все семь  энергоблоков Бурейской ГЭС запустят в 2007 году. А  если все пойдет так же стабильно, то регион постепенно перестанет быть задворками страны.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?

Говорят, все только начинается. Ввод первого  энергоблока, запущенного пока по временной схеме и на так называемом не родном, а сменном колесе, пока  снабжает электричеством  лишь саму стройку да близлежащие поселки. Впереди не менее сложная работа. Надо еще нарастить почти на 80 метров плотину и увеличить таким образом чашу сдерживаемого водохранилища, надо монтировать поочередно еще шесть гидроагрегатов, надо строить поселок, нормальную  дорогу. Только вкладывай.

Но  тут вдруг выясняется, что, идя навстречу пожеланиям трудящихся, энергетики и Федеральная энергетическая комиссия снижают для бытовых дальневосточных потребителей электротарифы в среднем на девять процентов. С чего бы это? От какой экономии Чубайс вдруг  Приморскому краю скостил с 1 июля десятину расходов на электричество? Ведь энергия первого блока Бурейской ГЭС пока, как сказал присутствовавший на открытии первого агрегата губернатор Приморья Сергей Дарькин, никак не может к нам поступить – не построена еще  ЛЭП-500 из Хабаровского края. Это предстоит сделать. К тому же хабаровчанам вообще, как оказалось, Бурея по барабану. У них избыток своей, правда, не очень  дешевой энергии. С Амурской областью тоже ребус. Мало того, что там самый высокий на ДВ энерготариф для населения, так  еще и снизили им  расценки с июля всего на пять процентов.

Откуда вдруг взялась возможность поддержать дальневосточников? Явно энергетики здесь ни при чем. Понятно, что шаг этот  политический – те самые обещанные президентом преференции или просто хоть смешные, но льготы. Экономикой здесь и не пахнет.

НЕ ЗРЯ ПРОКАТИЛИСЬ

Прилетевшие на самолете командующего Дальневосточным военным округом губернаторы Хабаровского края, Приморья, Еврейской автономной области и некоторые госдумовские депутаты-дальневосточники каждый по-своему использовал встречу с президентом на амурской земле. Какими фразами им удалось переброситься с Путиным в аэропорту и на фуршете - нам неизвестно. Но вот на совещании у плотины каждый гнул свою линию. Хабаровский Виктор Ишаев преуспел, может, даже больше всех. Дав понять, что до дешевой бурейской энергии еще далеко, он стал опять прокачивать идею строительства газопровода с Сахалинского шельфа, где сейчас вовсю рулят иностранцы. Если взять попутный газ в край, то переделать станции под него нетрудно. Плюс бытовые потребители. При таком раскладе и чубайсовская гидроэнергетика на какое-то время не потребуется.

Между прочим, сахалинский газ не помешал бы и приморцам. Но мы как-то не очень о нем напоминаем. Сергей Дарькин вообще удивил в Талакане многих. Он не озвучил каких-то просьб. Заметив, что Приморью нужен свет бурейских огней,   вместе с тем писем  президенту не подкладывал. Наоборот, доложил, что “заточенная на уголь” экономика Приморья, несмотря ни на что, все равно своими силами справляется с энергетическими проблемами. Например, в последнее время увеличили добычу местных углей. А с  помощью ведомства Анатолия Борисовича увеличиваем добычу на «ЛуТЭКе», сказал он. И выразил уверенность, что с вводом в строй ЛЭП-500, что остановилась пока на границе с Хабаровским краем, энергетические проблемы в Приморье  вообще закроем. Тут внимательно слушавший президент вдруг перебил Дарькина: где-где эта линия остановилась?.. Чубайс тут же уточнил географию.

ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ

Энергия измеряется в джоулях, а энергичность, как сейчас говорят, в долларах. Или в рублях. У энергетиков в этом отношении все нормально. Они показали, что своего добиваться умеют. К гидростроителям претензий нет. Резко реанимировать гигантскую даже по мировым масштабам стройку – это дорогого стоит. Выкачаем нефть, сожжем газ и уголь, а вода таких речек всегда будет крутить турбины. Как сказал глава РАО “ЕЭС России” – триста лет. А есть ведь еще планы в бассейне Амура возвести шесть-семь гидростанций  поменьше. Даже на приморской Большой Уссурке под Дальнереченском некоторые мечтают посадить малую ГЭС. 

Правда, помогающие нам на американские и европейские деньги защищать экологию зеленые бьют тревогу – после таких экспериментов можно потерять не только реки, но и вовсе загубить уникальную природу. Полпред Константин Пуликовский, который назвал ввод первого энергоблока важнейшим событием года в округе,  так не считает. Задача как раз и состоит в том, чтобы влияние на экологию было минимальным,  просто и четко объясняет он в интервью.

Президентский вертолет на прощание сделал круг над миллионами тонн бетона,  над пенящейся черной  Буреей и отразился в стерильных стеклах здания центра управления. Все  сразу засобирались кто куда. И не было ощущения чуда. Тем более новорусского.

Талакан - Владивосток 

Автор: Виктор СЕРДЮК, «Владивосток», Александр ГОЛОДНЕВ (фото), специально для «В»