Детки без клетки
Драматично складываются иногда судьбы не только детишек, но и зверушек, оставшихся без попечения родителей. Виной этому и браконьеры, безжалостно расправляющиеся с взрослыми особями, и неграмотность обычных путешественников. Порой, наткнувшись на косуленка, мать которого отправилась на поиски пищи, наш добросердечный народ решает «спасти» малыша – забирают с собой, а потом мучаются, пытаясь выходить кроху. Для всех попавших в беду зверят и организован вольер для передержки молодняка диких животных Примкрайохотуправления.
Драматично складываются иногда судьбы не только детишек, но и зверушек, оставшихся без попечения родителей. Виной этому и браконьеры, безжалостно расправляющиеся с взрослыми особями, и неграмотность обычных путешественников. Порой, наткнувшись на косуленка, мать которого отправилась на поиски пищи, наш добросердечный народ решает «спасти» малыша – забирают с собой, а потом мучаются, пытаясь выходить кроху. Для всех попавших в беду зверят и организован вольер для передержки молодняка диких животных Примкрайохотуправления.
Стоит попасть на территорию этого «детского сада» - не заметишь, как часы пролетят. Таких ухоженных и резвых зверей ни в каком зоопарке не увидишь. Клетки, конечно, здесь тоже есть, ведь те же малыши-медвежата настолько шустрые, что им мгновения хватает, чтобы взлететь на высоченное дерево и тут же съехать с него вниз. С такой же легкостью они взбираются на металлическую сеть-ограду, а оттуда до воли рукой подать. Тут глаз да глаз нужен. Детеныши диких кабанов да косуль не столь проворны в преодолении сетчатой преграды, поэтому у них свободы побольше. Но за всеми такой уход нужен, как будто это и в самом деле детсадовцы, с которых хорошие воспитатели глаз не сводят.
Возглавляет это неспокойное хозяйство начальник отдела госохотнадзора Уссурийского и Октябрьского районов Иван Лещенко. В день, когда мы встретились, у Ивана Григорьевича побаливало сердце – очень уж переживал он историю, произошедшую с одним из питомцев.
Молоденькая косуля, встретив в вольере неотразимого представителя противоположного пола, быстренько забеременела. Иван Григорьевич, не в пример строгому отцу, обрадовался. Но в один отнюдь не прекрасный день заметил – животика-то уже нет, хотя для родов время еще не подошло. Нашел новорожденного в кустах, да такого слабенького и, похоже, оставленного вниманием непутевой мамки, что решил его домой забрать и из соски выкармливать. Не получилось – отказывался малыш от резиновой груди. Пришлось на старое место отнести – вдруг у косули материнский инстинкт проснется. На следующий день, увидев, как терзают чушки маленькое тельце, Иван Григорьевич расплакался – не уберегли Яшку. Вместе с женой, у которой от горя поднялось давление, похоронили останки. А еще через некоторое время увидели рядом с молоденькой мамкой Яшку на дрожащих ножках. Галлюцинация, да и только. Потом уже все объяснилось – двоих она принесла, да один, видимо, изначально не жилец был, его и похоронили супруги Лещенко. Сердце вот только успокоиться не могло – даже просто расставание с малышами для этих людей сильное испытание.
Это ж как надо любить звериных детенышей, чтобы возиться с ними, как с малыми детьми. Иван Григорьевич как настоящий мужчина больше добычей пропитания занимается – ни в каком бюджете прокорм зверят не предусмотрен, поэтому он то на свалку отправляется, то на рынке подпорченную продукцию присматривает. Спасибо еще спонсорам: Александр Сидоренко, возглавляющий крестьянское хозяйство «Нива», хлебными отходами делится, а Виктор Пшенко, руководитель фирмы «Антей», - тоже отходами, но рыбными. Молоко супруги Лещенко покупают на собственные деньги, овощи и ягоды на собственном огороде выращивают. Ведь их «детки» привередливые – кашу на воде да без сахара есть не будут. Любовь Григорьевна как начинает заготовками на зиму заниматься, так варенье варит и на этих малышей. Да и пчел пришлось завести – как же медвежата без меда проживут. Вот так их откармливают, отпаивают, отмывают, а потом со слезами расстаются.
У супругов Лещенко прудик небольшой есть, в котором кряквы плещутся, крохотных утят воспитывают. Вдоль дорожки, сбегающей к пруду, ухоженные клубничные рядки, а неподалеку бюст установлен. Кого бы вы думали? Классика нашего, Максима Горького. Иван Григорьевич с удовольствием вспоминает, как в 86-м году на вертолете, выделенном охотуправлением, летал он над районом в поисках волков. С высоты сразу и не разглядел, что за фигуры в лесу валяются – может, Сталин? Координаты записал, планчик набросал и вскоре вернулся на то место с помощниками. Вывезли они бюст с отбитыми носом и усом, художник Эдуард Беспалов его отреставрировал. Так и появился в огороде пролетарский писатель. Неподалеку от бюста расположились экспонаты миниатюрного музея, собственными руками собранные. Гнездо шершней, например, которых называют пчелиными волками, хвост тигра – его пришлось Ивану Григорьевичу отстрелить, челюсть дикого кабана, крыло черного грифа…...
Супругам Лещенко с таким большим и неспокойным хозяйством управляться, конечно, не просто, а вот для праздных посетителей подобная экскурсия – сплошное удовольствие, даже своего рода психотерапия. Наблюдая, как качаются в гамаке медвежата, с каким удовольствием плещутся они в установленной на территории ванне, поглаживая дикого кабанчика, доверчиво трущегося о твою ногу, получаешь такой заряд положительной энергии, столько будоражащих душу эмоций, что одного посещения надолго хватает. Главное – собираясь в гости, печенье не забыть. Увидев это лакомство, вокруг приезжего все «детсадовцы» собираются. Очень уж они падки на сладкие гостинцы.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»