Азартная игра Ольги Аросевой
Театр – стихия народной артистки России Ольги Аросевой. В этом смысле столичному зрителю повезло больше – Ольга Александровна играет в Театре сатиры вот уже 58 лет из 63, отданных служению театру вообще. Страна больше знает Аросеву по многочисленным кинофильмам, легендарному «Кабачку «13 стульев». Но роль легенды театра и кино Ольге Александровне явно не по вкусу. Она предпочитает оставаться «рабочей лошадкой»: в июне начала сниматься в телесериале «Жена моего мужа» по детективу Дарьи Донцовой, по-прежнему активно занята в Театре сатиры и антрепризе. Впрочем, преамбулу можно было бы заменить одной фразой – Ольга Аросева из тех актрис, которые украсят любой (!) спектакль. А в единственной постановке «Афинские ночи» по одноименной комедии Петра Гладилина, представленной на сцене Дома офицеров флота, Ольга Аросева просто блистала.
Театр – стихия народной артистки России Ольги Аросевой. В этом смысле столичному зрителю повезло больше – Ольга Александровна играет в Театре сатиры вот уже 58 лет из 63, отданных служению театру вообще. Страна больше знает Аросеву по многочисленным кинофильмам, легендарному «Кабачку «13 стульев». Но роль легенды театра и кино Ольге Александровне явно не по вкусу. Она предпочитает оставаться «рабочей лошадкой»: в июне начала сниматься в телесериале «Жена моего мужа» по детективу Дарьи Донцовой, по-прежнему активно занята в Театре сатиры и антрепризе. Впрочем, преамбулу можно было бы заменить одной фразой – Ольга Аросева из тех актрис, которые украсят любой (!) спектакль. А в единственной постановке «Афинские ночи» по одноименной комедии Петра Гладилина, представленной на сцене Дома офицеров флота, Ольга Аросева просто блистала.
- Ольга Александровна, вы застали легендарных Немировича-Данченко, Таирова, Коонен. Что вы помните о них? И похож ли сегодняшний театр на театр того времени?
- Я еще школьницей смотрела на их игру. Таиров, конечно, бывал у моего отца. Папа был дипломатом и часто устраивал гастроли наших театров за границей и с многими актерами дружил. А Коонен я помню по сцене. Смотрела спектакли с ее участием и восхищалась. С самого детства мечтала быть актрисой и считала ее примером. Коонен обладала необычным голосом, ее игра была неподражаема. Это искусство сейчас ушло, театральная школа исчезла. Сегодня театр бытовой. К счастью, возродилась антреприза.
Я говорю - возродилась, потому что в России антреприза была очень популярна до революции. А мировой театр всегда так и жил. Практика, когда коллективы существуют десятилетиями, актеры старятся, потом их ни уволить, ни обеспечить, и они невольно становятся балластом в театре, неправильна.
Кроме того, антреприза – это возможность менять актеров, приглашать из других театров. В том числе и возрастных. Например, «Афинские вечера» Гладилин написал специально для меня. Это, кстати, тоже старинная практика русского театра. Я не сравниваю Гладилина с Островским, но известно, что последний писал для конкретных актеров Малого театра.
- Как вы пришли в театр? Вашего отца репрессировали, и многие пути были для вас закрыты…
- Нет, мне это не помешало, не буду зря говорить. В театр как раз пускали. То, что репрессировали отца, повлияло на другое - долго звание задерживали. Я работала в Ленинградском театре комедии, играла центральные роли, и пресса очень хорошо отзывалась, а звание заслуженной все не давали.
- А как вы попали в Ленинград, вы же коренная москвичка?
- В 1945-м Театр комедии под руководством Николая Акимова приезжал в Москву на гастроли. А я училась в театральном училище. И пошла подработать туда, клеила декорации из папье-маше. Акимов глаз положил, спрашивает: «Что это за студентка тут работает?». Я говорю: «Учусь в театральном училище». Но курс прибавила, сказала, что уже заканчиваю, сдаю экзамены и прочее. Акимов принял меня в труппу.
- Но вы по собственной воле покинули свой первый театр…
- Была причина...… Николай Павлович попал в эту жуткую кампанию против космополитов в 47-м году. Тогда вышло постановление о Шостаковиче и Ахматовой, после него начали выявлять космополитов. А Николай Павлович как раз поставил скромный спектакль по пьесе французского автора. Какое это отношение имеет к космополитизму? Но его сняли, и я ушла из театра. Я впервые тогда столкнулась с таким массовым предательством, впервые увидела, как мои старшие товарищи-актеры, которых я очень уважаю, начали клеймить Николая Павловича как космополита, говорить, что он формалист. Меня это просто потрясло. Он был талантливейшим режиссером, которому они, извините, просто задницу целовали! И вдруг стали говорить, что он их использовал. Я предпочла уйти. Так я снова оказалась в Москве, где жили моя мама и сестры.
- В «Афинских вечерах» вы чудная бабушка, которой внучка, страшась гнева родителей, сообщает о своей беременности. А с вашей мамой вы дружили?
- Даже очень. Мама была чудным, легким, веселым человеком. Она из дворянского рода, окончила институт благородных девиц в Петербурге, свободно говорила по-французски. Обожала читать романы. В полной нищете и полном оптимизме. Она не прививала мне каких-то особых понятий об этой жизни.
- Как вы ей объявили о своем довольно раннем – в 19 лет - замужестве?
- Просто по факту. Я в Ленинграде вышла замуж и сказала ей об этом.
- Первый брак распался, но неудачный опыт не помешал вам выйти замуж снова и не раз…
- Я действительно была замужем только официально четыре раза. Но вряд ли можно назвать это неудачным опытом. У меня вышла книга «Без грима», где я рассказываю о своей жизни. Ни об одном человеке я не говорю плохо, не сообщаю каких-то грязных подробностей. Конечно, неприятностей хватало в моей жизни - репрессированный отец, интриги в театре. Но я это не вспоминаю, не хочу омрачать свою душу, я вспоминаю людей, которые принесли мне хорошее.
Зачем я буду рассказывать подробности о том, почему я выходила замуж и почему разошлась. Так захотелось. Не сказать, что это было легко, но и трагедии нет. Скажу только одно. Актерский труд требует понимания со стороны партнера по жизни. Все-таки театр отнимает очень много времени, выхолащивает что-то внутри. Обычно актрисы не очень хорошие хозяйки, потому что времени на обычную жизнь вообще не остается. Например, я очень люблю готовить, но делаю это редко. Нельзя ведь творчеством заниматься с двух до пяти, а остальное время быть свободным, правда?
Это понимают не все мужья. Один муж мне говорил: «Сколько тебе надо денег, чтобы ты не работала? Скажи, я тебе дам. Ты наконец перестанешь мотаться по гастролям». Я ему объясняю, что езжу не только из-за денег, а для удовольствия. Он взрывается: «Ерунда, какое удовольствие часами в аэропорту сидеть?!». Да, тяжело было в Южно-Сахалинске не одни сутки сидеть. Но выходишь на сцену на эти два с половиной часа и видишь, что ты нужен зрителю, и все твои затраты восполняются. Нетворческий человек этого не может понять.
- Ольга Александровна, но одиночество – грустная участь, особенно когда человек немолод. Вы ощущаете неуют?
- Знаете, этот неуют мог бы быть, если бы не работа. Поскольку я до сих пор активно занята в театре, мне не хватает времени ощущать себя одинокой. Если я свободна, то я приезжаю на дачу, заваливаюсь спать или читаю, или копаю грядку. Я вообще человек без больших запросов в жизни. Главное, чтобы мне было интересно на сцене и я могла потом хорошо отдохнуть.
- Как вы относитесь к тому, что вас очень часто вспоминают как Пани Монику из «Кабачка «13 стульев». Не надоело?
- Нет. Я не ханжа. Очень хорошо, если люди помнят. Слава богу! Я рада, если, видя меня, человек улыбнется, что-то вспомнит, может быть, даже скажет: «Пани Моника, как живете?». Правда, бывают курьезы. Как-то я шла из театра, подходит пожилой дядечка. Посмотрел на меня, обнял и говорит: «Все работаешь?». Я отвечаю: «Да». Он говорит: «Вот сволочь»...…
- На последний юбилей вам подарили серебристый «Бьюик». Он жив?
- Жив! Мне столько раз предлагали его продать, поменять. Очень много расходов, потому что «Бьюик» немолодой уже, запчасти к нему очень дорогие, потому что это машина американская, каких очень мало в Москве, каждую запчасть надо выписывать. Но я не расстаюсь с ним. Этот подарок придает мне некоей гордости.
- Вы лихой водитель?
- Я умею хорошо водить, но не делаю этого, у меня есть шофер. Движение в Москве ненормальное стало: везде пробки - это не езда. Сидишь часами. Но слава богу, мой «Бьюик» оснащен кондиционерами, в салоне прохладно в любую жару. И иногда я даже бегу к нему: сесть, вытянуть ноги (салон вместительный). Но это бывает нечасто, я не могу стоять в пробках, характер не выдерживает.
- Вы помните Москву другой?
- Атмосфера города стала меняться, когда появилось много некоренных москвичей. Сейчас дух старой Москвы почти не сохранился. А она славилась московскими двориками, которые были рядом с каждым домом. Всегда сидели пенсионеры и играли в домино, всегда были дети. Во дворах проходила целая жизнь. Все обо всех знали. Сидели бабки, которые проверяли, кто к кому пришел. Сегодня люди перестали общаться. Совсем…...
- Считается, что русские сильны тем, что все еще сохраняют семейные узы – бабушки, родители, дети, внуки. У вас есть такой клан?
- Сильно развитого клана нет, хотя сестра и племянники живут в Москве. Тем не менее есть день - 24 июля, когда мы собираемся все. Это день моих именин (день святой Ольги), мою маму тоже звали Ольга. Она умерла в этот день, старшая сестра тоже умерла в этот день. Поэтому мы все собираемся на кладбище, а потом едем ко мне на дачу. В последние годы получается так, что в начале июля я еду на гастроли на Дальний Восток и привожу красную икру. Ставлю на стол в большой чашке. Мои родные спрашивают: «Как ее есть?». А я отвечаю: «Как положено - ложками». Получается, что семейный день у нас поминальный. А в обычной жизни просто перезваниваемся.
- Ольга Александровна, в вашем багаже не только кино- и театральные роли, но и мультипликационные: вас считают лучшей Лисой всех времен. Для полного актерского комплекта?
- Я мультики очень люблю. И когда меня пригласил Союзмультфильм, согласилась. Лису я озвучивала в такой компании: Волком был Эраст Гарин, Медведем Анатолий Папанов. Мы пели тогда песенку «Рыбка моя, вторая моя...…». В таком обществе было не стыдно заниматься мультипликацией. Скажу больше, это работа, в которой актер принимает самое непосредственное участие. Сначала пишется текст, который надо озвучить, а потом создается рисунок. Голосовым исполнением надо навести художника на какой-то образ. Это довольно интересно.
- Вы слывете страстной любительницей преферанса, азартным игроком. Кто приохотил вас?
- Я действительно обожаю преферанс. Это игра для умного человека. Я приобщилась к нему здесь, во Владивостоке. Мы были на гастролях лет 30 назад. Валентина Татарская замечательно играла, Таня Пельтцер была очень азартна, хотя играла неважно, с нами был еще Холодов. Так вот они учили меня. Я проиграла 200 рублей. И была в ужасе - по тем временам огромные деньги. Холодов говорит, давайте простим ей, а Пельтцер с Татарской отказались: «Нет, так она никогда не научится играть, карточные долги надо платить». Я отдала деньги и затаилась, ну, думаю, погодите. К концу гастролей я их уже обыгрывала. Сейчас компания распалась...
- Ольга Александровна, актерская слава складывается не из наград и званий. Как вы относитесь к ордену «За заслуги перед Отечеством», который на юбилее вам вручил Путин?
- Во-первых, это не единственная награда – у меня есть «Знак Почета». А орден...… И к себе, и к ордену я отношусь с уважением.
Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»