Вариации на царскую тему
С режиссером театра Тихоокеанского флота Стасом Мальцевым можно встретиться, лишь оговорив свой визит заранее: так и не обрел пока театр постоянного места жительства. Осенью репетировали в клубе ТОВМИ, сейчас в Матросском клубе. А премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович» по А. Толстому, запланированная на весну, объявлена 11 и 12 июля в ДОФе.
С режиссером театра Тихоокеанского флота Стасом Мальцевым можно встретиться, лишь оговорив свой визит заранее: так и не обрел пока театр постоянного места жительства. Осенью репетировали в клубе ТОВМИ, сейчас в Матросском клубе.
А премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович» по А. Толстому, запланированная на весну, объявлена 11 и 12 июля в ДОФе.
Полгода репетиций в кочевых условиях, актеры вымотаны не столько сложным постановочным материалом, сколько неустроенностью, режиссер, который мог бы жить иначе – приглашают ставить в других театрах. И вновь, как часто в последнее время, возникает вопрос: почему через тернии? Вернее, зачем?
В одной из повестей Людмилы Улицкой героиня, живущая непросто и несладко, часто задавалась вопросом «За что?» и лишь по прошествии многих лет, умудренная опытом страданий, поняла, что «За что?» трансформировалось в «Зачем?».
Собственно, об этом размышляет Стас Мальцев. Творчество, талант, требующие выхода, не дают человеку спать. А если еще ты и русский, который особенно подвержен творческому вирусу, - пиши пропало. Сказать о том, что чувствуешь, что переживаешь, что подсказывает время посредством искусства. Не в этом ли задача истинного режиссера, как бы высокопарно это ни звучало?
То, что сегодня вопросы совести, смысла жизни, самореализации снова стали тревожить души и успешного бизнесмена, и стоящего у власти, – несомненно. Отрезвев немного от погони за хлебом насущным (спокойнее в последнее время с этим стало), человек задумался о вечных ценностях: у души тоже есть инстинкт самосохранения – пойдешь против себя, против души то есть (в деле, в чувстве ли) – все ломается. На тех, кто облечен властью, эта аксиома распространяется тем более.
Борис Годунов в своем монологе размышляет: всяк перед другими так или иначе виновен. Вся разница в том, что для чего ты делаешь…
Поиск истины всегда сложен. Герой вступает в конфликт с миром, в котором живут люди. Так сегодня, так было в конце XIX века. И два этих времени очень созвучны: недаром недавно прошедший сериал «Идиот» (Достоевский писал его почти одновременно с Толстым) опередил по рейтингу нашумевшую «Бригаду». Люди снова задумались о душе, не только о том, чем жить, но и как жить?
Мальцев приводит цитаты из прочитанных в репетиционный период книг, газетных интервью с известными личностями. Цитируемое обнажает ход размышлений, порой мучительных, которые сводятся все к тому же «Зачем?» Ответ он и актеры пока ищут.
Остается сказать, что главные роли исполняют ведущие артисты театра ТОФ. Царь Федор – Вадим Зарюта, Иван Шуйский – Сергей Гончаров, Борис Годунов – Роман Колотухин. Пьеса требует их личного участия, огромного труда и энергии. Искушенный зритель привык, что в московских театрах эти роли играют актеры преклонного возраста, и может усомниться, по плечу ли молодым? Но обратимся к истории: Федору Иоанновичу было 27 лет, Годунову - едва за 30. Как и нынешним пришедшим во власть и бизнес, отличающимся по возрасту от партийного стандарта. Они живут страстями, им думать о завтра.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"