Булыжники вместо конфет
Телефон в отделе сбыта кондитерской фабрики просто разрывается. Звонят дилеры, коммерсанты со всего Дальнего Востока. “Когда будут конфеты, что, черт возьми, там у вас случилось?!” “Пара у нас нет, пара... Когда дадут - неизвестно. Мэрия с “Дальэнерго” бьются, а мы страдаем”. Директор службы сбыта Александр Костюнин отвечает устало и зло, изо всех сил стараясь быть сдержанным. Он никогда не лез в политику, но сегодняшние обстоятельства вынуждают его и весь коллектив фабрики - это более 700 человек - выходить на митинги, в пикеты, взывать к разуму и совести администраций всех уровней - от городской до президентской.
Телефон в отделе сбыта кондитерской фабрики просто разрывается. Звонят дилеры, коммерсанты со всего Дальнего Востока. “Когда будут конфеты, что, черт возьми, там у вас случилось?!” “Пара у нас нет, пара... Когда дадут - неизвестно. Мэрия с “Дальэнерго” бьются, а мы страдаем”. Директор службы сбыта Александр Костюнин отвечает устало и зло, изо всех сил стараясь быть сдержанным. Он никогда не лез в политику, но сегодняшние обстоятельства вынуждают его и весь коллектив фабрики - это более 700 человек - выходить на митинги, в пикеты, взывать к разуму и совести администраций всех уровней - от городской до президентской.
С 26 апреля остановлена работа кондитерской фабрики. Склады пусты, закрыты оба фирменных магазина и киоск. Работает только цех печенья - для его производства не требуется технологический пар, подачу которого прекратили теплоцентрали “Дальэнерго”. Энергетики ссылаются на отсутствие топлива и долги мэрии Владивостока, последняя уверяет - мазут есть и нет никаких оснований не давать теплоэнергию предприятиям. Пока обе стороны выясняют отношения, терпят бедствие крупнейшие предприятия пищевой промышленности краевого центра - АО “Приморский кондитер”, мясокомбинат, молокозавод.
35 тонн сладкой продукции недодает ежедневно кондитерская фабрика, каждый день простоя приносит почти миллиардные убытки. Мясокомбинат теряет ежедневно около 300 миллионов рублей. Остановлены предприятия, которые, несмотря на все трудности, работали стабильно, с каждым годом наращивая выпуск продукции отличного качества, способной конкурировать с любой другой, хоть зарубежной. Только за 1-й квартал нынешнего года “Приморский кондитер” перечислил налоги на сумму 10 миллиардов рублей в бюджеты всех уровней. 450 миллионов рублей - 1,5 процента от реализации - поступило в мэрию Владивостока - на социальные нужды, развитие жилищно-коммунальной сферы. У предприятия нет ни копейки долга - ни за свет, ни за воду, ни за тепло. Так же “чист” и мясокомбинат.
- Неужели городу не нужны “живые” деньги? Наши налоги - это зарплата учителям, медикам, работникам культуры, пенсии, дороги. Выходит, никому до этого дела нет, - возмущается генеральный директор АО “Приморский кондитер” Виктор Васильев. - Президент призывает поддержать отечественных производителей, а местные власти сбивают нас с ног. Остановка предприятия загоняет нас в долговую яму, из которой очень трудно будет выбраться. Нам надо рассчитываться за кредиты, за поступающее сырье... На все про все отщелкивают проценты, растет пеня - за невозвращенные вовремя кредиты. Страдают люди - 700 человек ушли в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы. По существу мы все стали заложниками в противостоянии между мэрией и “Дальэнерго”, которые никак не хотят цивилизованно разобраться в ситуации.
Коллектив предприятия обратился в Приморский арбитражный суд - с иском к “Дальэнерго” о возмещении ущерба, нанесенного остановкой предприятия. Направлено заявление в прокуратуру города и края, в антимонопольный комитет. Еще одно обращение ушло в Москву - к президенту РФ
Б. Ельцину и председателю правительства РФ В. Черномырдину. Обращение подписали председатели профкомов кондитерской фабрики и мясокомбината. Солидарны с ними и работники молококомбината. Они все еще надеются, что голос их будет услышан.
- Мы не хотим быть заложниками экономического, а точнее, политического противостояния мэрии и “Дальэнерго”, - говорит директор службы сбыта Александр Костюнин. - Мы никому не должны и просим лишь одного - дайте нам возможность нормально работать. Нас лишают права на труд, на человеческую жизнь. И все это происходит при полном бездействии властей, которые, похоже, не замечают, что в данной ситуации речь идет о будущем предприятия, о судьбах сотен людей, которые сегодня остались без средств к существованию, которым завтра грозит безработица.
Тамара Матвиенко - из тех самых людей. Она отдала фабрике 30 лет жизни. Пришла после школы, думала, временно, да так и осталась. И сколько помнит Тамара Ивановна, фабрика всегда, в любые времена, давала ей стабильный заработок, социальные гарантии - от пионерлагеря и садика дочке до путевки в санаторий. Сегодня Тамара Ивановна в семье единственная кормилица. Муж работает на “Изумруде”, зарплату уже год не получает. Дочка вынуждена сидеть дома - ребенок “несадовский”. “Не знаю, как жить будем”, - сильная женщина Тамара Ивановна не смогла сдержать слез.
В таком же положении и другие работники фабрики, подавляющее большинство которых - 95 процентов! - женщины. Многие растят детей одни. У многих мужья работают на предприятиях “оборонки” - без зарплаты, без надежды. Есть семьи, и немало, где на фабрике работают муж и жена. Например, Анжела и Руслан Беляковы. Удастся ли им свести концы с концами, расплатиться по счетам - за двоих детей в детском саду, за коммунальные платежи, на что они будут собирать старшего ребенка в школу, на какие “шиши” покупать продукты всем и обязательные фрукты-овощи хотя бы детям?
Но что до бед людских политикам, грызущимся сегодня у властной кормушки. Они решают свои великие проблемы, за которыми не видно наших. Мэрия, “Дальэнерго” настолько заморочили жителей Владивостока - фидерами, киловаттами, перетоками, какими-то долгами и взаимными обвинениями, что нормальному человеку уже невозможно понять, кто тут, собственно, прав, кто виноват.
“Мы “благодарим” краевые власти - за бездействие, городские - за амбиции, - сказал, выступая на митинге коллективов мясокомбината и кондитерской фабрики слесарь Андрей Молощенко. - Того, что происходит сегодня, видимо, никто не избежит, даже тот, кто еще работает. Неужели нам придется браться за испытанное оружие пролетариата - булыжник и с ним идти отстаивать свои права?”
Когда ситуация достигла своего пика, мэр города Виктор Черепков вылетел в Москву, на совещание. Встретиться с ним директорам АО “Приморский кондитер” и мясокомбината так и не удалось.
Автор: Марина ПОПОВА, “Владивосток”