«Грандиозна, как Суэцкий канал»

Как сообщил пресс-центр Министерства путей сообщения РФ, на станцию Гродеково Владивостокского отделения ДВжд намечается прибытие из Хабаровска и Владивостока спецпоезда с группой представителей региональных, центральных и зарубежных СМИ. Они ознакомятся с работой и ходом реконструкции пограничного перехода на станции Гродеково, обеспечивающего большие объемы грузовых и пассажирских перевозок между Россией и Китаем, посетят новый погранпереход в Китай на станции Камышовая и станцию Хасан на границе с КНДР.

10 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1389 от 10 июль 2003

Как сообщил пресс-центр Министерства путей сообщения РФ, на станцию Гродеково Владивостокского отделения ДВжд намечается прибытие из Хабаровска и Владивостока спецпоезда с группой представителей региональных, центральных и зарубежных СМИ. Они ознакомятся с работой и ходом реконструкции пограничного перехода на станции Гродеково, обеспечивающего большие объемы грузовых и пассажирских перевозок между Россией и Китаем, посетят новый погранпереход в Китай на станции Камышовая и станцию Хасан на границе с КНДР.

Дело в том, что Дальний Восток и Приморье ожидает действительно эпохальная дата: 14 июля исполнится 100 лет со дня сдачи в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая обеспечила сквозное движение из европейской России до Владивостока, сократив протяженность Транссиба на 540 километров.

У КВЖД воистину богатая история. В ходе сооружения Великого Сибирского пути (1891-1916) было решено заменить проектировавшийся ранее Амурский участок (Сретенск - Хабаровск) дороги на более прямой и короткий через Маньчжурию (область на северо-востоке Китая). Выбор нового направления был обусловлен тем, что проведенные по северному побережью реки Амур изыскания выявили сложные географические условия, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты. Прокладка пути на более южных и благоприятных в климатическом отношении землях должна была ускорить пуск сквозного движения из европейской России до Владивостока, сократив протяженность Транссиба на 540 километров.

В 1896 году Российская империя получила концессию на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Было образовано частное, но полностью контролируемое правительством акционерное общество с правом эксплуатации дороги в течение 80 лет со времени открытия движения. По истечении данного срока дорогу должны были бесплатно передать Китаю. Вдоль проектируемой линии выделялась так называемая полоса отчуждения КВЖД, на которой действовали российские законы.

Несмотря на тяжелейшие условия работ, 21 октября (по старому стилю) 1901 г. укладка пути на всем протяжении дороги была завершена, Великий Сибирский рельсовый путь был сомкнут. Всего на дороге было построено 912 металлических и 258 каменных арочных мостов, 9 тоннелей. В то время генерал-губернатор Приамурского края Н.И. Гродеков дал такую оценку дороге: “По смелости замысла, грандиозности сооружения и быстроте выполнения только один Суэцкий канал может сравниться с сооружением Китайско-Восточной железной дороги... коим справедливо может гордиться русский народ, равно как и теми деятелями, труд и энергия которых увенчались столь крупным успехом”. Открытие же сквозного движения полностью по российской территории связано с окончанием строительства Амурской железной дороги и пуском моста через Амур в октябре 1916 года.