Лето. Пора в семью

Дети врать, конечно, умеют, но редко это у них получается убедительно. Поэтому в быстрое «Нет!» на вопрос «Хотите ли вы вернуться в детский дом?» я поверила безоговорочно. И в семье Елены Вайс, и в семье Людмилы Венедиктовой ребятишки выглядят счастливыми. Этих женщин они не называют мамами, но считают их самыми близкими и родными.

4 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1386 от 4 июль 2003

Дети врать, конечно, умеют, но редко это у них получается убедительно. Поэтому в быстрое

«Нет!» на вопрос «Хотите ли вы вернуться в детский дом?» я поверила безоговорочно. И в семье Елены Вайс, и в семье Людмилы Венедиктовой ребятишки выглядят счастливыми. Этих женщин они не называют мамами, но считают их самыми близкими и родными.

«Почему-то государство считает, что сироты должны жить лишь в государственных учреждениях», - сказала Валентина Красильникова, директор детдома в Находке. Валентина Ивановна еще в середине 90-х сумела доказать, что не только детям в семье лучше, но и стране выгоднее такая система воспитания.

Доказывать свою правоту директору было непросто. Сначала она на свой страх и риск организовала четыре семьи, поставив во главе их воспитателей. Воспитанников детдома отправили к этим женщинам на летние каникулы. Все остались довольны: сотрудницы

– заработком, ребятишки – семейной жизнью, а директор – результатами. Департамент образования краевой администрации, убежденный настырным педагогом, помог подготовить документы для Москвы. Оттуда пришел приказ – эксперимент утвердить и продолжить. Спасибо мэру Находки – сделал все от него зависящее. С того времени началась активная работа по подбору «летних» родителей. Но почему только на лето? Экономические расчеты показали – намного выгоднее отправлять детей в семьи на весь год. О том, что им там лучше, и говорить не приходится. Почему другие города и села столь же активно не подключились к эксперименту, понять трудно.

Интересный отчет показали мне в детдоме. Не грех его просто процитировать:

«При подборе родителей-опекунов учитываются характеристика опекуна и условия его проживания. Составляется договор, где оговариваются все условия проживания детей, их содержание и оплата труда воспитателей-опекунов, которым идет педагогический стаж. Семьи находятся на контроле в отделе опеки и администрации детского дома. Проверками выявлено, что дети довольны жизнью. В семьях доброжелательная обстановка, полноценное питание, дети занимаются в кружках, принимают участие во всех мероприятиях класса и школы». «Уходя в семьи, ребятишки все равно остаются нашими», - пояснила директор. Это значит, что на них выделяются те же средства, что на питание и содержание воспитанника детдома. Они могут принимать участие в жизни этого государственного учреждения, посещать его кружки и секции. Семья в любой момент может получить квалифицированный совет специалиста.

В чем выгода такой системы воспитания? Первое

– это, конечно, счастье детей. Никакой самый прекрасный детдом не может заменить семью. Юлю, Таню, Инессу я спросила: «Но ведь Елена Витальевна, наверное, и в огороде заставляет работать, и посуду мыть?». Девчонки снисходительно улыбнулись: «Никто нас не заставляет, сами все понимаем». Расположившись для фотосъемки, они доверчиво обняли свою маму-воспитательницу – так ласкаться могут только любящие и любимые дети. Хотя, естественно, не сразу отношения сложились – месяца три, по признанию Елены Вайс, они друг к другу притирались. Зато теперь, если Елена Витальевна вдруг в сердцах бросит: «Устала от такой ноши», - ее собственная дочь в ужасе машет руками: «Ну не расставаться же нам!». Второе – в детдоме, где в настоящее время числятся 128 ребят, постоянно живут лишь 90. 38 – круглогодично в семьях. Оставшимся больше внимания и заботы. На июль-август казенный дом покидают абсолютно все воспитанники. Это значит – все воспитатели отправляются в отпуск, а в детдоме проводится полноценный ремонт. Третье – в городе создаются дополнительные рабочие места.

Об этом хотелось бы сказать особо. Людмила Венедиктова воспитывала двоих детей без мужа, работала воспитателем. Конечно, было трудно, на собственных чад времени не хватало. Теперь у нее трое живут на постоянной основе, еще одна девочка приходит на лето. Людмила Викторовна получает зарплату, деньги на питание каждого ребенка. Одеждой, обувью, канцелярскими товарами, моющими средствами обеспечивает детдом. Естественно, забот прибавилось, не все дается легко. Однако подростки ее уважают, атмосфера доброжелательная, а один из мальчишек написал в школьном сочинении:

«Нашим домом детства был детдом, теперь наш дом детства – приемная семья, а приемная мама – Людмила Викторовна. Мне нравится здесь жить. Я нашел друзей и не хочу отсюда уезжать». Вот так слились материальная заинтересованность и человеческий фактор.

Четвертая составляющая

– выгода для города. Ведь средства поступают в том числе и из местного бюджета. Как подсчитали экономисты, на ребенка, отправленного от детдома в лагерь, необходимо затратить денег почти в пять раз больше, чем на ребенка, проведшего лето в семье. То же самое и с круглогодичным проживанием – детдом меньше тратит на коммунальные и прочие расходы. По данным прошлого года, на одного воспитанника детдома в месяц тратилось 6111 рублей, на проживающего в семье – 3323 рубля.

Если не убеждают сухие цифры, приведу несколько примеров из

«Сведений о воспитанниках, определенных в опекунские семьи». Характеристика «до» и «после». Саша Б. – ленивый, неряшливый, учиться не хочет, он же – помогает по хозяйству, учится хорошо. Саша С. – бродяжничает, обманывает, ворует, через два года – учится удовлетворительно, живет как все.

Но убедительнее всего достоинства такой системы воспитания подчеркивает просто внешний вид ребят

– они выглядят по-настоящему счастливыми. А разве не это – главная задача государства?

НАЙДИ МЕНЯ

В Доме ребенка, работающем на базе детской городской больницы

№ 2 Находки, до недавних пор было 28 крох, сейчас их 21. К счастью, находятся люди, которые усыновляют несмышленышей.

Тем не менее остаются те, кто очень нуждается в родителях

– беспомощные, ласковые, надеющиеся на теплоту нежных рук. Не всех можно было сфотографировать – у некоторых мамки исчезли, не оформив официального отказа, их разыскивают, другие родились недоношенными, пока их выхаживают специалисты.

Ну а этих, чьи снимки мы сегодня представляем, воспитатели несколько раз переодевали

– им очень хотелось, чтобы детки выглядели особенно нарядными.

Ванечке чуть больше двух лет. Папа у него умер, а мать отказалась от малыша. Примесь восточной крови делает его чрезвычайно привлекательным. Ваня спокойный, ласковый, не слишком уж общителен, но достаточно контактный. Проблем со здоровьем нет, развивается, как говорят специалисты, нормально.

Верочке два с половиной года. У нее мама умерла, а отец неизвестен. Девчушка шустрая, подвижная. С удовольствием меняла платьица, которые ей подбирали, и совсем не капризничала, хотя пора было ложиться спать. Верочку нашли в квартире рядом с умершей мамой. Поступила она в Дом ребенка 31 декабря прошлого года. Говорят, стоит приласкать

– малышка подарит свое сердце.

Телефон отдела опеки и попечительства администрации Находки - 643-272, департамента образования и науки администрации ПК - 400-400, представительства ВАДИР - 319-746.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток", совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей