Красный свет «Зеленому углу»
Известный на всю Россию владивостокский автомобильный рынок “Зеленый угол” в ближайшее время может быть закрыт. По решению арбитражного суда Приморского края от 27 июня этого года территория, где ежедневно выставляется на продажу несколько тысяч подержанных иномарок из Японии и Южной Кореи, возвращена ее владельцу - одному из вспомогательных подразделений Тихоокеанского флота (ТОФ). Договоры аренды участка, заключенные администрацией Ленинского района города Владивостока с частными предпринимателями, признаны недействительными.
Известный на всю Россию владивостокский автомобильный рынок “Зеленый угол” в ближайшее время может быть закрыт. По решению арбитражного суда Приморского края от 27 июня этого года территория, где ежедневно выставляется на продажу несколько тысяч подержанных иномарок из Японии и Южной Кореи, возвращена ее владельцу - одному из вспомогательных подразделений Тихоокеанского флота (ТОФ). Договоры аренды участка, заключенные администрацией Ленинского района города Владивостока с частными предпринимателями, признаны недействительными.
Сегодня этот рынок известен всей стране - именно отсюда по России разъезжаются славящиеся высоким качеством и стоящие дешевле европейских автомобилей японские праворульные машины. Любой, кто приезжает во Владивосток за иномаркой, первым делом направляется именно сюда. По самым скромным подсчетам, ежедневный оборот только в инфраструктуре рынка (охрана стоянок, торговля, питание, юридические услуги по оформлению машины) составляет не менее полумиллиона рублей.
Название “Зеленый угол” родилось не случайно и задолго до появления в Приморье первой японской машины. Дело в том, что этот участок земли издавна принадлежал одному из лесничеств ТОФ. Когда к нему вплотную приблизились кварталы владивостокских новостроек, флотские лесничие сдали территорию в аренду нескольким предприятиям. В их числе ООО “Березка” и “Мего”, а также частные предприниматели Попков, Титов, Градуленко, Рындин и другие. Позднее на условиях субаренды здесь появился и автомагазинчик, принадлежащий Владивостокскому госуниверситету экономики и сервиса. Сегодня помимо официальных “дилеров” подержанных японских машин вокруг огороженных стоянок примостились сотни стихийных неофициальных продавцов, не желающих платить за место на официальной стоянке и все равно отстегивающих определенную плату тем, кто “держит” эти земли. Несмотря на огромную конкуренцию, продавцы держатся за “Зеленый угол” обеими руками.
Между тем жители окрестных улиц не первый год пишут в мэрию жалобы на обилие автомобилей, из-за которых в микрорайоне невозможно дышать, а дети на прогулке ежеминутно рискуют оказаться под колесами. Единственное, что удалось сделать милиции, так это выгнать продавцов с улицы Ладыгина. В подъездах расположенных там домов лишь недавно выветрились запахи, которые оставляли после себя устраивающие там туалет автоторговцы.
Кроме того, оставаясь крупнейшим за Уральским хребтом центром автоторговли, рынок стал и рассадником криминала. Правоохранительные органы постоянно расследуют не только нарушения в сфере торговли, но и деятельность “лохотронщиков”, карманников и грабителей, которые норовят поживиться за счет иногородних покупателей.
В марте прошлого года мэр Владивостока Юрий Копылов решил перенести авторынок в район станции Подгородненка, что в 40 км от краевого центра. Однако тогда городская прокуратура отменила его постановление, так как юридически мэрия Владивостока не имеет никакого отношения к хозяйственным взаимоотношениям Тихоокеанского флота и частных предпринимателей. Впрочем, продавцы на “Зеленом углу” считают, что мэр все-таки приложил руку к инициированному ТОФ судебному процессу о расторжении арендных договоров. Впрочем, в пресс-службе администрации Владивостока отказываются комментировать ситуацию, сложившуюся вокруг “Зеленого угла”. Тем временем, по крайней мере до конца текущей недели, на “Зеленом углу” все останется как есть. За это время арендаторы примут решение о своих дальнейших действиях и, возможно, обжалуют вердикт.
Вообще ситуация вокруг “зеленки” покрыта тайнами. Известно, что в основных арендаторах там, по словам Юрия Копылова, сидят 11 крупных, далеко не простых арендаторов. Кроме того, те, кто на ТОФе отвечает за флотские земли, в последнее время тоже постарались и выделили некоторым избранным новые участки на “зеленке”. Это не понравилось “старожилам”, которые постарались повлиять на новых арендаторов. В свою очередь это возмутило флотских и мэрию. В общем, идет банальный передел бизнеса и борьба за влияние на этом денежном “пятаке” в черте города. Пока в залах суда.
Попытки переместить автопродавцов по другому адресу уже предпринимались не одним мэром. Черепков даже с присущей ему решительностью в свое время так и не смог ничего сделать с авторитетными автопродавцами. Мало кто верит, даже несмотря на решение арбитражного суда, что и Копылову удастся сковырнуть с “зеленки” нынешних “хозяев”. Другое дело, что те, возможно, пойдут на определенные уступки, и если фантазировать дальше, город за счет этого мог бы, например, привести в порядок свои дороги и дворы.
Но это, может, потом, а сегодня там даже при виде роты судебных приставов никто не сдвинется с места, потому что на “Зеленом углу” случилась пора жуткого баксокоса. Такого продажного бума не было за всю историю приморского автобизнеса. А ведь еще старик Маркс говорил, что капитал пойдет ради получения сверхприбыли на любые преступления, даже под страхом виселицы...… Кто же рискнет трогать зверя во время еды?
Автор: Диана ШАЯМАСОВА, Виктор МАСЛОВ, специально для «В»