От бесприданницы до мамы
Зрители запомнили актрису Ларису Гузееву в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова. С тех пор - малозначительные кинороли и бурная личная жизнь – с расставаниями, лечением от алкоголизма, рождением детей и …возвращением - на сцену и в кино. «Мышеловка» сегодня единственный антрепризный спектакль, в котором занята актриса. Кроме того, Лариса – ведущая телевизионной программы «Я - мама», полюбившейся родителям. Она не очень-то расположена сегодня копаться в перипетиях личной жизни. Не от излишней скрытности, просто не хочет тратить время – ведь все давно известно из многочисленных и довольно откровенных интервью. Гораздо важнее, считает Лариса, оставаться самой собой. И это ей вполне удается – такой вывод сделал корр. «В».
Зрители запомнили актрису Ларису Гузееву в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова. С тех пор - малозначительные кинороли и бурная личная жизнь – с расставаниями, лечением от алкоголизма, рождением детей и …возвращением - на сцену и в кино. «Мышеловка» сегодня единственный антрепризный спектакль, в котором занята актриса. Кроме того, Лариса – ведущая телевизионной программы «Я - мама», полюбившейся родителям. Она не очень-то расположена сегодня копаться в перипетиях личной жизни. Не от излишней скрытности, просто не хочет тратить время – ведь все давно известно из многочисленных и довольно откровенных интервью. Гораздо важнее, считает Лариса, оставаться самой собой. И это ей вполне удается – такой вывод сделал корр. «В».
- Лариса, с тех пор как вы ворвались в советский кинематограф, изменилось многое. Изменились и вы – не та бесприданница двадцатилетней давности. Накопленный человеческий, жизненный опыт помогает в творчестве?
- Конечно. Ценен любой опыт. В том, что ты делаешь по молодости, - 80 процентов интуиции. Но 20 - все равно опыт. Ведь это очень видно, если глаза пустые. Я помню, когда проходила пробы на «Жестокий романс», жена Эльдара Рязанова Нина Григорьевна говорила: «Были достойные кандидатки на роль бесприданницы, но ни у кого не было таких глаз, как у тебя…»... Потому что я для своих 23 лет достаточно настрадалась. Зрителя не обмануть. Тут полезен не только собственный опыт, но и чей-то. Я в любой компании смотрю, кто и как ест, как ведет себя. Ведь ты в предлагаемых обстоятельствах – это просто скучно. Кстати, не все актеры способны нести свой багаж на сцену. Мимо кого-то все просто проходит.
- В свое время вы ушли из театра. Почему?
- Я очень свободный человек. В кино это маленький отрезок - три месяца, максимум полгода. Потом я знаю, что уйду от этого режиссера. Кроме того, в своем контракте я выписываю буквально все до мелочей, каждый пункт, чтобы не было недоразумений. В театре же режиссер считает, что только он занимается творчеством, он может зарабатывать, а актеры должны быть духовной жаждою томимы и жить на 80 долларов в месяц. Так вот, я решила, что какой-то дяденька не будет распоряжаться моей жизнью и решать, рожать мне или сделать аборт, потому что на носу сдача спектакля. Для меня жизнь первична, искусство вторично.
- Логично предположить, что роли сегодня вы отбираете исходя из коммерческих интересов…
- Слава богу, я зарабатываю. У меня бизнес - свой ресторан, поэтому я о деньгах меньше всего сейчас думаю. Но был период, когда я соглашалась на 80 процентов всего, что предлагали, потому что должна была кормить семью – ребенка, маму. Сейчас я имею возможность не работать на таких условиях. От предложений отказываюсь, потому что хорошего не предлагают. Во-первых, на мой возраст и индивидуальность всегда был дефицит ролей. Не только у нас, но и в Голливуде женщины среднего возраста в простое. Бабушек играть еще никто не хочет, а молодые уже подпирают. То есть некое безвременье. И потом сейчас снимают в основном сериалы, к которым я отношусь категорически плохо.
- Бизнес и творчество - насколько эти два занятия совместимы?
- Мы сейчас ехали в театр и говорили с Володей Долинским, что в «Мышеловке» я работаю в убыток себе. Я ничего не зарабатываю. Он ответил: «Представляешь, что сейчас бы тебе предложили 10 млн. долларов, но сказали бы: «Больше никогда не будешь сниматься». Я говорю, не смогла бы. Не знаю, что-то такое в организме происходит, потом ты без этого не можешь.
Моя семья уже четыре года живет в Испании (мы снимаем квартиру там), и вот я летаю за свой счет в Россию, чтобы показать спектакль «Мышеловка» во Владивостоке, в Хабаровске. Я обожаю своих партнеров. Кроме того, спектакль - дань памяти Виталию Соломину. А бизнес…... Я не хочу голодать…...
- А как к этому относятся в театральной среде? Ведь актеры живут в большинстве своем иначе...
- Во-первых, для того, чтобы попасть в этот спектакль, я пахала, репетировала, как и все. А во-вторых, я же не лезу со своим состоятельным мужем к кому-то. И потом у меня есть двое детей, которых я сама воспитываю, у меня нет няни. У меня 66-летняя мама, она живет со мной, у меня куча родни в Оренбурге, которой я должна помогать. Я не лежу с сигареткой с утра до вечера, жизни-то этой хорошей не вижу, потому что времени нет. То на съемках, то на телевидении, то этот спектакль, который мы катаем по России. Чемодан даже не распаковываю. А мнение тусовки меня мало волнует.
- Вас, если можно так сказать, изрядно потрепала жизнь: первый муж - наркоман, со вторым не сошлись характерами. Как вы воспитываете детей, чтобы они избежали ошибок?
- Меня в свое время сурово воспитывала мама (она сегодня так же воспитывает моих детей). Я ее убеждаю, надо быть мягче, терпимее, жизнь другая. Она мне в ответ: «Я плохо воспитала своих детей? Твой брат - заслуженный мастер спорта. Ты -заслуженная артистка России». Но в свое время я училась почти на «отлично», не знала, что есть проститутки и наркоманы, в студенчестве уже если у меня друзья спрашивали: «Ларис, у тебя есть капуста?», лезла в холодильник, не понимая, что речь идет о деньгах. Конечно, я была чудовищно зажата! Умри, но не давай поцелуя без любви, замуж в белой фате…... Всем этим меня нагрузили с детства. Своими мозгами до многих вещей я дошла очень поздно. Но я не знаю, какая я была бы, если бы меня так не жучили. Сейчас, когда сын спрашивает у меня, кто такие голубые, я ему честно отвечаю, что это гомосексуалисты, мужчины, предпочитающие однополую любовь.
- Проект на ТВ «Я - мама» - дань педагогике или это творчество?
- Проводился серьезный кастинг: до того как меня пригласили, перепробовали очень многих актрис. Я поначалу отказывалась, только возобновилась работа в кино, а ТВ - это такая вещь: примелькаешься и все. Но продюсеры все время приходили, и я подумала – это не имиджевая программа, с шоу не связана. Я не веду себя, как мартышка, остаюсь такой, какая есть. Потом все-таки это связано с детьми, и я имею полное право работать на этой программе. У меня двое абсолютно желанных детей - сын и дочь, свои взгляды на воспитание. Сейчас могу сказать, что перечитала столько специальной литературы, столько переобщалась с психологами, что могу быть полезной. Если я даже двум мамам отвечу на какие-то вопросы, значит, я не просто так живу.
- Как вы строите передачи?
- К сожалению, все это в записи, и монтаж зависит от режиссера. Меня многое не устраивает. Программа пишется по полтора-два часа, в эфире 28 минут, и мне кажется, что какие-то куски попадают случайные. Выбирать я не могу, это не авторская программа. Единственное, когда мне решили сунуть «ухо» и переписать вопросы, я сказала: «Если вы считаете, что сделаете интереснее, зачем я вам нужна? Я не буду говорящей головой. Если вы меня пригласили, то достаточно поставить задачу - и все. Общение происходит без вас. Тогда у меня будет живой глаз, и передача будет искренней». Между прочим, это одно из ее достоинств – искренность. Не каждая мама честно ответит на вопрос, бьет ли она ребенка. Чаще отвечает: «Что вы, как можно?». Я ей говорю, что я могу дать шлепка, потом переживаю, сижу на кухне, плачу, могу накричать, ведь я живая мама. Я вам не верю, что вы никогда не ударили ребенка. В этот момент честное общение прекращается. Мне становится неинтересен собеседник. Он фальшивит.
- Вы достаточно категоричны, вам это качество не мешает жить?
- Ну, если оно есть, как тут быть? Это, наверное, химия какая-то. Мужчины, говорят, любят слабых.
- Вы как-то сказали, что первый мужчина - чтобы научить, второй - чтобы подарить ребенка, третий - чтобы любить. У вас есть рецепт для тех, кто ни разу не вышел замуж?
- Я против того, чтобы женщины 24 часа в сутки думали о своей исключительности. На дух не переношу тех, кто считает, что им мужчина что-то должен. На самом деле мужчина никому ничего не должен. Мужчин надо жалеть, заботиться о них. Они это очень чувствуют. Я мужу говорю: «Игорек, отдохни. Всех денег не заработаешь». Он же не машина, а такой же человек. Женщина обязана какие-то вещи делать: готовить, стирать, так бог распределил. И я всегда пыталась следовать этим правилам. Понимала, что невозможно идти расфуфыренной, а мужчина в грязной футболке рядом. Снимаясь в «Жестоком романсе», я приходила в номер гостиницы и стирала в ванной своему любимому одежду.
- Брак без любви возможен, когда это только удобство и расчет?
- Мне кажется, это ужасно. Жизнь такая короткая, и она одна. Если бы было возможно в одной жизни нарожать детей, в другой заработать деньги, в третьей сделать карьеру, в четвертой жить по любви. Поэтому надо как-то совмещать. Но меньше всего хотелось бы на склоне лет видеть рядом с собой нелюбимого человека и проклинать его за то, что лучшие годы прошли с ним рядом. Жить с мужчиной все-таки нужно по любви.
- Вы были близки с питерской рок-тусовкой, еще одна грань жизни?
- Понимаете, я не была влюблена в эту музыку, я была влюблена в мужчину, который ею занимается. Это большая разница.
- Почему вы не пишете книгу? Это так модно и ваша жизнь так хорошо укладывается в рамки увлекательного сюжета…
- Я люблю правду. Но правды всей никто не пишет. Никогда...… Все редактируют свою жизнь, привирают, скрывают. Это как в интервью – самый частый ответ на вопрос о недостатках: «Я ем много шоколада». Никто не скажет, я - врушка или я нечист на руку. А если врать, то зачем тогда книга?..
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»