Спасаем принцесс

Каждый день, когда мы выходим из дома - на работу, в магазин или по другим срочным и несрочным делам, вряд ли кто из нас задумывается о том, что сегодня с нами может произойти. Обладатели личного авто в мыслях не держат возможную аварию точно так же, как не имеют привычки думать об этом пешеходы. Тем не менее подобные случаи бывают ежедневно. И каждый день на помощь пострадавшим приходит подразделение администрации города Владивостока “Служба спасения”. Решив выяснить, что и как, кто они такие и в чем, собственно, состоит работа спасателя, корреспондент «В» отправился в рейд вместе с одним из экипажей.

27 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1382 от 27 июнь 2003

Каждый день, когда мы выходим из дома - на работу, в магазин или по другим срочным и несрочным делам, вряд ли кто из нас задумывается о том, что сегодня с нами может произойти. Обладатели личного авто в мыслях не держат возможную аварию точно так же, как не имеют привычки думать об этом пешеходы. Тем не менее подобные случаи бывают ежедневно. И каждый день на помощь пострадавшим приходит подразделение администрации города Владивостока

“Служба спасения”. Решив выяснить, что и как, кто они такие и в чем, собственно, состоит работа спасателя, корреспондент «В» отправился в рейд вместе с одним из экипажей.

Полеты наяву

В субботу в 18 вечера мы выезжаем на дежурство в город на стареньком, разукрашенном в оранжево-синие цвета МЧС

“Ниссане-Скайлайне” с эмблемой службы спасения на капоте. Смена длится целые сутки и вообще должна продолжаться “с девяти до девяти”, но в этот раз для корреспондента “В” сделали небольшое исключение. Тимофей Захаров и Александр Стефанюк - так зовут спасателей, с которыми я этой ночью буду патрулировать улицы города.

“Бывает, что нас путают с “Владспасом», - говорит Тимофей. – В отличие от коммерческой структуры мы являемся муниципальным унитарным предприятием - подразделение “Служба аварийных комиссаров”. Наша основная задача – не деньги заработать, а человеческие жизни спасти, поддержать в раненом жизнь до приезда «скорой помощи». У нас девиз неофициальный, знаешь, какой?”. Пытаюсь пошутить: “Чип и Дейл спешат на помощь?”. “Нет! - Александр с Тимофеем смеются. - Убиваем драконов, спасаем принцесс. Принцессы - они, знаешь, какие бывают? На днях дамочка навеселе на своем авто пролетела по воздуху метров двадцать, врезалась сразу в несколько машин. Когда едем, думаем – все, кто-то отъездился. А на ней, слава богу, ни царапины. Да и вообще много разных случаев бывает”.

ХРОНИКА БУДНЕЙ. В районе Крыгина на осыпающейся скале на высоте шесть метров случайные прохожие заметили пацана лет десяти, скользящего вниз и отчаянно пытающегося удержаться на склоне. Оперативно вызвали группу спасателей, а до их прибытия прохожий удерживал мальчишку, скинув ему сверху кусок проволоки. Прибывшие спасатели спустили сверху при помощи альпинистского снаряжения специалиста, который закрепил на подростке страховку и спустился вместе с ним вниз. Перепуганный мальчишка рассказал, что полез на верхотуру за собачкой, а потом, очевидно, испугавшись, что его накажут, заревел и убежал, даже не поблагодарив спасателей.

***

Недалеко от базы городской службы спасения на улице Сахалинской прямо на дороге упала молодая девушка. Спасатели прибыли, позвонили врачам и узнали, что все машины

“скорой” заняты на выездах. Пятнадцатилетнюю девушку решили везти к врачам на оперативной машине ГСС. На станции “скорой” был поставлен предварительный диагноз – приступ аппендицита, девушке требовалась срочная госпитализация, однако свободных машин “скорой” так и не нашлось. Спасатели сами отвезли девушку в “тысячекоечную”, где пациентке и была сделана операция.

***

Поступил сигнал: два историка ходили по форту

№ 4 и наткнулись на лежащего человека, у которого была сломана нога. Оказалось, что он с товарищем прогуливался по форту и, не заметив крутого обрыва, упал с высоты больше трех метров. Товарищ его оказался совсем не товарищем – он просто бросил его и ушел, мужичок больше четырех часов пролежал под землей. Спасатели спустились в эти казематы, естественно, оказали первую помощь и по узким коридорам целый час вытаскивали пострадавшего на носилках. Позже, так как “скорая” не смогла подняться в гору, еще и из форта до машины несли.

Куча мала машин

В это время работающая на волне ГАИ рация что-то пробулькала. Сквозь шипение и треск я разобрал только

“ДТП, “УАЗ”, Русская”. Первый вызов. Как назло, мы стоим перед шлагбаумом железнодорожного переезда на перекрестке Военное шоссе – Народный проспект, красный сигнал светофора, медленно проходит маневровый. Минута, другая, третья. Все, шлагбаум открыт. Несмотря на включенный синий проблесковый маячок, в просторечии “мигалку”, никто не торопится нас пропустить или хотя бы освободить полосу для свободного движения. В голове одно за другим мелькают непечатные слова и выражения в адрес тех, кто не знает и не соблюдает ПДД.

“Вот одна из самых больших наших проблем, – не отрывая глаз от дороги, говорит Тимофей. – Гаишники иногда проверки устраивают и штрафуют тех, кто не уступает, а толку? Сам все видишь. Мы один раз сами в аварию из-за такого попали. А если мы на минуту позже приедем, если не успеем?”. Несмотря на откровенную наглость и чванство соседей по дороге, через путепровод очень быстро прибываем на место. Слава богу, авария чепуховая, пострадавших нет.

Следующий вызов нас застал в районе Тихой, на Сахалинской. Серьезное ДТП на Светланской, рядом с

“Бургером”. Включается “маячок”, и мы срываемся с места в карьер, снова в голове ругательства и мысли о том, что таких нахалов надо лишать водительских прав как минимум на полгода, но через несколько минут верный “Скай” со спасателями и пассажиром уже на месте. Судя по всему, старенький “Краун” разворачивался через сплошную белую разметку и получил в правый бок сильный удар от “Марка” 93-го года. Автомобили перегородили трамвайные пути и почти всю улицу, бедолага “Краун” с вывернутыми и неизвестно на чем держащимися колесами вообще стоит перпендикулярно движению, уже образовалась пробка, машины продолжают прибывать и накапливаться. Тимофей вызывает с базы два эвакуатора, тут же подъезжают гаишники. Спасатели находят водителей, устраивают им беглую проверку насчет “тут болит – не болит, повертите головой, смотрите за пальцем”. У пассажирки “Крауна” шоковое состояние, ее трясет и колотит. Тимофей открывает аптечку, смачивает нашатырем ватку, силком усаживает девушку в наш “Скайлайн” и начинает “разруливать” ситуацию. Согнав с тротуара толпу зевак, он пропускает часть транспортного потока по пешеходной зоне. Фотографирование, привязка к ориентирам и запись в блокнот, неподалеку с рулеткой тем же самым занимаются сотрудники ГАИ. Прибывшие эвакуаторы грузят и оттаскивают “Марк” и “Краун” с проезжей части, дорога освобождена, в этом месте спасатели уже все сделали. Садимся в машину и продолжаем патрулирование.

Случившееся считается серьезным ДТП, движение в обе стороны по центральной улице города было почти невозможно примерно в течение получаса. А самые крупные происшествия, по статистике службы спасения, происходят во Владивостоке днем с 11 до 18 часов и вечером с 22 до 2 часов ночи. Как ни странно, но в понедельник аварий больше, чем в пятницу или субботу. Тимофей Захаров объясняет это тем, что люди сильно выпивают в субботу и воскресенье, до понедельника просто не успевают окончательно протрезветь, а за руль садиться надо. Как итог

– аварии.

ХРОНИКА БУДНЕЙ. В районе закусочной

“Мэджик бургер” микроавтобус “Тойота-Таун-Айс” выехал на встречную полосу. Водитель не смог выровнять движение своего авто и по очереди разнес “Тойоту-Краун”, которая от удара врезалась в стоящую на обочине “Короллу”. Следующей жертвой стал “Эскудик”, у которого микроавтобус помял крыло и дверь, потом водитель-лихач переключился на “Камри”, которая отделалась поврежденным крылом, порванным колесом и вырванным приводом. Затем настала очередь других машин, едущих по своей полосе: “Марк-II”, “Королла” и “Корона” отделались повреждениями разной степени тяжести. Дальше водитель “Таун-Айса” попытался скрыться с места происшествия, но доехал он только до Океанского проспекта, где и настиг свою последнюю – восьмую (!) - жертву. На последней машине ему пришлось остановиться. Аварийным комиссарам городской службы спасения пришлось эвакуировать все восемь побитых авто, поскольку сами они были не в состоянии уехать с места аварии. Странное поведение водителя “Таун-Айса” объяснилось просто: он хорошо “принял на грудь”, отмечая скорое наступление Дня Победы. В тот же день около полуночи на улице Махалина водитель а/м “Ниссан-Цедрик”, также хорошо отметивший предстоящий праздник, умудрился зацепить три служебные милицейские машины, стоящие перед зданием Ленинского РУВД...

Огонь, вода и медные трубы

- В скором времени у нас будет общегородской телефон - 112. Сейчас абоненты компании

“Акос” могут вызвать нас по этому номеру. Вопрос с общегородским телефонным номером решается, он уже не то чтобы на стадии “мы хотим”, а именно на стадии решения. Сейчас наш номер тоже похож на тот - 350-911, так что если будем нужны – работаем круглосуточно. Спасение людей, оперативный выезд на место наступления страхового случая, эвакуация поврежденного автотранспорта, заполнение всей необходимой информации с последующей доставкой страховщику – а в скором времени, когда официально будет введена в действие система обязательного автострахования, после 1 июля этого года, работы у нас прибавится. Скоро привезут из Японии еще четыре автомобиля на патрулирование и две медицинские спецмашины, для такого большого города, как Владивосток, наша служба действительно необходима, – говорят спасатели.

Происшествия в эту ночь еще были. Наезд на пешехода на улице Клубной, пьяный парень умудрился не заметить ярко-желтое такси, до приезда

“скорой” Тимофей и Александр успели обработать ерундовую царапину на бритом затылке пострадавшего. Вызов на 40 лет ВЛКСМ: прохожий сообщил, что у обочины, судя по всему, лежит женщина, сбитая автомобилем. Приезжаем. Оказывается, тетя крепко выпимши - не смогла добраться домой и сладко спит прямо на голой земле. Насколько возможно, ее приводят в чувство и поднимают. Дальше пусть добирается сама. “Один раз пожалели вот такую, спросили адрес и привезли к подъезду. А она заупрямилась – не буду выходить и все тут. С вами хочу покататься, давайте дружить. Еле отбились, больше не подвозим”. Уже под утро, около четырех часов на Алеутской “Круизер”-коротыш на скорости въехал в “Ниссан-Санни”. У “Ниссана” всмятку багажник, у “Круизера” пробито левое переднее колесо и смято крыло. Водитель джипа уговаривает потерпевшего не вызывать ГАИ, обещает завтра возместить полную стоимость ремонта…

Эта смена выдалась не слишком напряженной, даже, как говорят парни, на удивление тихой и спокойной. Ну и слава богу, что хотя бы сегодня пострадавших не было и не было бы их вообще. Но ведь будут же, никуда не денутся. Поэтому и служба спасения существует и развивается.

ХРОНИКА БУДНЕЙ. За помощью к спасателям обратились пожарные Первомайки. Недалеко от их здания, рядом с жилым домом, горел высоченный тополь. Причем огонь был внутри, и затушить его пожарным, израсходовавшим на тополь целую цистерну воды, не удалось. Спасатели распиливали аварийный тополь по кусочкам в течение трех часов на высоте 5-го этажа. Работа продолжалась около трех часов и осложнялась тем, что вокруг были натянуты провода. В конце концов, тополь был спилен, и тлеющий внутри огонь затушили.

А принцесс в этот вечер Александр и Тимофей все-таки спасли

– увидели стоявший на обочине с включенной “аварийкой” мелкий “Фордик-Фестива” - у двух девчонок пробило колесо. Как истинные джентльмены, заменили им дырявое на запаску, проводили до ближайшего шиномонтажа и с чувством исполненного долга поехали дальше. То чувство, с которым одна из девушек произнесла: “Ах, да это же служба спасения! Вот никогда бы не подумала!”, вызвало у меня некоторое теплое чувство сопричастности к тому делу, которое спасатели выполняют ежедневно.

Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток»