Меха… из осоки, или Волшебные травы Татьяны Жуковой

«Есть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крылья», - сказал кто-то из мудрых. Татьяна Жукова, известная на Дальнем Востоке художница, экодизайнер, удивительная травница, которая, кажется, ведает всеми тайнами природы, приобщила к вечному и высокому не только свою взрослую дочь Ксению и сына-подростка Радомира– многих и многих приморцев.

24 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1379 от 24 июнь 2003

«Есть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крылья», - сказал кто-то из мудрых. Татьяна Жукова, известная на Дальнем Востоке художница, экодизайнер, удивительная травница, которая, кажется, ведает всеми тайнами природы, приобщила к вечному и высокому не только свою взрослую дочь Ксению и сына-подростка Радомира– многих и многих приморцев.

В ее небольшой, в два окна мастерской, поселившейся в самом сердце старого Владивостока, в колоритном квартале бывшей Миллионки, всегда полно народу. Сюда, в напоенную ароматом отцветших трав, заставленную диковинными кореньями комнату, может прийти любой. По субботам Татьяна дает бесплатные уроки экодизайна. Она учит не только рукотворчеству: делать прекрасные рамочки из тростника, изящные композиции из сухоцветов, инсталляции из обкатанных морской волной камешков, ракушек, выбеленных солнцем водорослей.

Татьяна помогает горожанину не потерять связь с природой. Человек на ее занятиях возвращается к самому себе – изначальному, а травы, с которыми Татьяна работает, помогают ему в этом, отдавая свою целебную силу.
Я сама видела, как дети, стрелой влетавшие в мастерскую с громыхающей, вечно спешащей, закатанной асфальтом улицы, уже через полчаса становились совершенно другими. Их лица светлели. Они могли подолгу разглядывать тонкий ковылек или цветочный венчик, погружаясь в мир особой внутренней тишины.

Как поясняет Татьяна, созерцание успокаивает чувства, общий энергетический настрой влияет на самочувствие, а совершенная форма  гармонизирует эмоции.

Рассказывать о Татьяне Жуковой можно бесконечно долго. Ее жизнь и судьба достойны романа. Вот лишь несколько «штрихов» к портрету мастера. Она разработала  уникальную школьную методику по предмету «экодизайн». На ее семинарах и занятиях прошли обучение не только сотни детей, но также множество педагогов. Выставки ее живописных работ, которые обладают особой «животворящей» энергетикой, побывали  в Америке.
Вместе с мужем, известным художником Всеволодом Мечковским, они стали также родоначальниками владивостокского боди-арта.

А еще создали в столице Приморья серию потрясающих по оригинальности замысла и мастерству исполнения интерьеров городских кафе: «Кардинал», «Все звезды», «Рыжий кот»», «Избушка».

Помимо всего этого год назад Татьяна Жукова создала свой экологический театр. «Настоящее чудо» - так называют его все, кто успел увидеть показ коллекций моделей, «сшитых» из специально заготовленных и высушенных трав. Театр побывал в Китае, где имел потрясающий успех, сейчас он получил уже немало заманчивых приглашений из других стран,  в том числе из Японии и Канады.

Татьяна Жукова – редкостный собеседник. Неудивительно, что наш разговор коснулся многих тем, которые сегодня волнуют почти каждого из нас: как сохранить себя в стремительно ускоряющемся ритме жизни, откуда черпать силы для творчества и здоровья, как научиться жить в гармонии с природой.

 - В какой-то момент каждый человек задает себе вопрос: кто он, зачем пришел на эту землю? Как я говорю, производит ревизию души. Тогда и приходит осознание того, что ты русский, а значит, появляется  желание поближе познакомиться со славянской культурой. Самому в этом разобраться довольно сложно. Наша программа экологического дизайна как раз предназначена для тех, кто ищет. Есть традиции, есть жизненный опыт людей, сохраняющих их в течение многих поколений. Берите то, что вам по душе и по силам.

- Сейчас многие стали пользоваться талисманами, амулетами. Это что, дань моде?

- Нет, просто время пришло. И это замечательно. Только русскому человеку больше подходит оберег.

Работа с ним – это как хороший психологический тренинг, который пришел к нам вместе с древней  славянской культурой. Мы должны научиться брать у матушки-природы ровно столько, чтобы ей не навредить, но при этом себе помочь. Оберег можно легко сделать самому. Любая рукотворная вещь хранит добрую энергетическую память о человеке, создавшем ее с любовью и старанием. Эта память живет так долго, что оберег можно передавать по наследству: детям, внукам, правнукам.

Наши предки подвешивали в доме крооны – венки. Любой сплетенный веночек – это взятая в круг, а значит, считай, устраненная ваша проблема.

Очень хорошо работают в оберегах солома и все злаковые культуры - имея сквозное отверстие в стебле, они пропускают через себя, очищая, тот воздух, который потом будет очищать вас. Для изготовления оберегов используют шерстяные, льняные и хлопчатобумажные ниточки. Лучше всего – цвета пеньки, можно красные, они активизируют действие оберега.

На ниточки надо привязать снопики низкорослой полыни и соломки, которые следует чередовать с берестой. Между ними сделать просто узелочки. Обереги можно носить на теле. Их можно подвесить к люстре, потолку или над окном. Они будут защищать от всех плохих эманаций, идущих от города.

Древние славяне также раскладывали яйца по углам избы в снопы. Те в течение 2-3 месяцев вбирали в себя весь негатив, протухали, но при этом запаха не было. Так наши предки чистили свои жилища.

- Откуда же тогда взялось утверждение, что приносить «мертвую» траву в дом не стоит?

- Это совершенно не верно. Я много лет занимаюсь  травами. Тоннами их перетаскала на себе. И, поверьте, успела за это время их узнать. Собираюсь даже книгу написать не только о целебных свойствах наших приморских трав, но и об их долговечности, жизнеспособности. Такие сведения еще не публиковались. Трава, которая прожила одну свою жизнь и пришла в ваш дом в другом обличье, еще долго послужит вам. Она будет оберегать и защищать. Нужно только знать, какую траву брать, в какое время. У каждой -  свой срок. Прибрежная осока, например, может оставаться живой 300 лет. Раньше, когда ставили дом,  непременно высаживали куст бузины. Бузина лучше всякого сторожа сможет уберечь от беды, а когда понадобится, и вылечить. Трава еще может проявить скрытые таланты, о которых вы не подозревали.

- А правда, что траве под силу даже изменить энергетику дома?

- Совершенно верно. Ландшафтный дизайн современного дома, который предлагают специалисты, решается сейчас прежде всего через природный ресурс. Ваш сад никогда не сможет энергетически «работать» в полную мощь, если в нем не будут расти, скажем, такие дикоросы, как калужница болотная, одуванчик, конский щавель.

- Татьяна, откуда эти знания?

- Это моя судьба, данность моего рода. Дед всю жизнь учительствовал. В его честь было названо село в Алтайском крае – Жуковка. Оно и сейчас есть. Баба Лиза в секреты трав посвящала. Вообще я много училась у людей, у природы и очень много трудилась.

- Знаю, одно время ты занималась только фитодизайном, этого оказалось мало?

- Фитодизайн – это красота. Разумеется, он  положительно влияет на человека, украшает его жизнь, но не может дать ему знания, как жить в гармонии с природой, не навредив ей.

Экология – это совесть. К сожалению, в наших школах пока нет предмета о совести. Вот почему родились уроки экодизайна.  Веками ходят легенды о маленькой птичке по имени клест. После смерти она не разлагается, а просто мумифицируется. Казалось бы, это невозможно, но… все объяснимо. Клест питается орешками и, когда выклевывает их из шишки, попутно поедает смолу. Просто он не нарушает правил, заповеданных ему самой природой. В мире существует много таких  отработанных моделей, но человек о них просто не знает. Он в это не посвящен.
Вообще половину наших мыслей мы ловим из окружения, в котором живем и работаем. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Поэтому путь единения, общины нам уготован. На Руси это было ярко проявлено Сергием Радонежским и его последователями.

- Где ты черпаешь силу?

- От своих корней. При этом неважно, как человек молится, важно - как он поступает в самый непростой и нелегкий момент своей жизни.

- Как долго создавался экологический театр?

- Для этого потребовалось почти 15 лет, а вернее, вся моя жизнь. Сейчас мы готовим уже третью коллекцию. Первая была показана во Владивостоке, вторая – в Даляне (КНР) – обе имели шумный успех.

Наш театр обладает уникальной способностью – он вызывает у зрителя состояние релаксации, духовного очищения. Зал в первый момент просто замирает. Как только девушки в природных нарядах выходят на подиум - трава начинает работать. Причем ее энергетическая аура усиливается через биоритмы человека, его творческий настрой. Можно представить, какой положительный целебный травяной «заряд» идет в зал. Ведь все наши модели в совершенстве владеют наукой экодизайна.

Не следует забывать, что каждый экокостюм – это еще громаднейший труд. Злаковые дикоросы, которые идут на  изготовление нарядов: дикий овес, камыш, прибрежную осоку, осоку Янковского и другие травы - мы собираем больше полугода, с  мая по ноябрь (до цветения, в момент цветения и после цветения растений). От этого зависят структура травы, ее внешний вид и, что очень важно, – долговечность.

Коллекцию «Снега России» мы «отшивали» из восьми видов трав, все они лечебные. Она вызвала бурный восторг,  когда мы в прошлом году выступали в г. Даляне (КНР). Впрочем, все наряды - «Лесная фея», «Жар-птица», «Бабочка», «Кремлевские звезды» тоже прошли на ура.

Сейчас готовим новые коллекции – «Купола», «Белый, красный и черный ангел» и другие. Помимо трав здесь будут использоваться также шифон с росписью и птичьи перья.

Хотелось бы показать свои работы не только за рубежом, но и проехать с ними по всей России, чтобы через костюм представить все богатство и разнообразие природы Дальнего Востока.

 Важно, что мы не только знакомим людей с коллекциями нашего экологического театра, но также проводим семинары. Ведь свои знания театр черпает из древних прикладных мастерских.

Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»