Бедная улица Херсонская!
“Бедная улица Херсонская!” - такими словами однажды “В” завершил свой репортаж, о котором напомнила нам жительница вышеназванной владивостокской улицы Евдокия Кузьмина.
“Бедная улица Херсонская!” - такими словами однажды “В” завершил свой репортаж, о котором напомнила нам жительница вышеназванной владивостокской улицы Евдокия Кузьмина.
Придя в редакцию, Евдокия Кирилловна вынула из сумки газету “Владивосток”... за 17 октября 1991 года:
- Многие с нашей улицы сохранили этот номер “В”. Вы тогда очень помогли жителям Херсонской, ведь нам два года пришлось обходиться без туалета, а после выступления газеты и уборную построили, и лестницы кое-где подремонтировали. Но сейчас все снова пришло в упадок, и домовый комитет решил опять просить у вас помощи.
…Ну как не подивиться терпеливости и житейской выносливости обитателей окраинной улицы, где, в отличие от центра города, ничего за прошедшее время не изменилось? Вот и сегодня, точно как 12 лет назад, “херсонцы” обступили авторов упомянутого репортажа и повели по своим косогорам, показывая ведущие к домам лестницы с прорехами, сгнивший пол в прихожих, треснувшие, грозящие рухнуть потолки.
- Когда тут обвалилось, моя Лиза получила травму, - Лариса Хлебникова подзывает 10-летнюю дочку, - посмотрите, у нее на голове шрам.
Живут Евдокия Кузьмина, Лариса Хлебникова, Нина Ситникова и десятки их соседей в двухэтажных домах, что называется, без коммунальных услуг. Именно такими почти полвека назад построил на скорую руку в Диомиде эти дома для плавсостава тогдашний, по словам старожилов, китозверотрест, впоследствии ставший "Дальморепродуктом”. Потом он передал часть имущества, в том числе и пресловутые двух-этажки, “Востокрыбхолодфлоту”, затем они оказались на балансе ВБТРФ, но вот уже несколько лет бывшее ведомственное жилье принадлежит городу.
И если в центре Владивостока, на Эгершельде можно увидеть прямо-таки цветущие столетние особняки, где после реставрации есть и водопровод с канализацией, и паровое отопление, то на Херсонской никто из прежних собственников-ведомств даже ремонта ни разу не делал, а об оснащении “удобствами” и не думал. Вообще-то с тем, что бытие их вроде деревенского, здешние горожане свыклись, поэтому мечтают не о несбыточном, а о необходимом.
- У нас печное отопление, а сараи давно сгорели – где же дрова хранить? На каждую зиму покупаю две машины дров. Ох, как нужны сараи, - вздыхает Екатерина Солонович.
- Фундамент бутосборный изначально был сляпан кое-как, а теперь с каждым днем все больше разрушается, - тревожится Евдокия Кузьмина.
- Единственный на всю улицу туалет за десять с гаком лет обветшал настолько, что пользоваться им опасно, - возмущается Галина Телегина.
- По воду надо ходить вниз, а трапики в таком состоянии, что я со своими больными ногами то и дело рискую оступиться на прогнивших ступеньках, - плачет Нина Ситникова.
К слову, оступился и упал намедни на лестнице между своим домом № 13 и домом № 11 участник Великой Отечественной войны Николай Костров. Сейчас Николай Васильевич не выходит, баюкает поврежденную ногу и прислушивается к стуку молотка: жители обоих домов в складчину наняли безработного паренька для починки аварийных ступеней.
Лестницы-то и стали сегодня основной болью “херсонцев”. Ведь невезучая улица угнездилась на каменистой горке, причем как бы на двух уровнях: с верхней дорожки второй этаж домов – первый. При этом и верхняя, и нижняя дороги – непроезжие, отродясь не асфальтированные.
Так что, когда на Херсонскую, например, в дома № 17, 19, 20 вызывают “скорую помощь”, она останавливается далеко внизу, и оттуда медики карабкаются наверх. Впрочем, это бывает нечасто, поскольку позвонить отсюда в “скорую” – тоже проблема. Не первый год домовый комитет обращается с просьбами установить у них “на хуторе” хотя бы один таксофон...
- Видно, суждено нашей улице оставаться обветшалым хутором среди современных микрорайонов, - этот печальный прогноз жителей Херсонской “В” процитировал в своем репортаже 12 лет назад. Увы, прогноз сбылся.
Жизненные перемены случились лишь в том, что тогда мы писали – мол, здешнему народу постоянно приходится бить челом домовладельцу – ВБТРФ, ходить на поклон к богатому хозяину, на балансе которого состоят эти убогие домишки. Больше нет богатого хозяина, и нынче “херсонцы” со своими бедами стучатся в кабинет начальника ЖЭУ-1 Первомайского ПЖЭТ-3 Валентины Зинченко. А жилучасток-то от добра отнюдь не ломится.
- Я просила у них всего лишь ведро цемента, - жалуется Екатерина Солонович, - хотела сама провал в прихожей заделать. Не дали.
- Говорят, досок нет, - рассказывает Надежда Снытко, - так мы сбросились и купили несколько штук для ремонта лестницы.
А Валентина Зинченко считает, что ЖЭУ делает все возможное в сложившихся нынче условиях:
- К сожалению, нам достается очень мало материалов для ремонта и особенно “столярки”. Доходит до того, что наш плотник Григорий Марченко даже у мусорных контейнеров подбирает деревяшки. На той неделе гляжу – Григорий Евменович тащит в свою каптерку выброшенную кем-то дверь, которую еще можно починить.
Неудивительно, что на влачащий подобное существование ЖЭУ у жителей улицы Херсонской надежда плохая. Куда больше они рассчитывают, как выяснилось, на нашу газету:
- Мы уверены, что мэр города Копылов и свежеизбранный депутат думы Алиев читают “Владивосток”. Давайте вместе нацелим их на решение наших проблем. Им-то наверняка не трудно, скажем, взять на ЖБИ списанные лестничные марши. А тут они хорошо послужили бы. Кстати, Алиев перед выборами обещал нам обновить уличные лестницы.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»