Истина рождается в противоречии
Телевизионные передачи, затрагивающие проблемы и радости семьи, всегда были привлекательны для зрителей. На памяти приморцев дивная передача «Ты плюс Я», в основе которой были увлекательные конкурсы для молодоженов. На заре своей популярности она была признана лучшей телепередачей на Всесоюзном телевизионном фестивале в Кишиневе, награждена званием лауреата Приморского комсомола. Сегодня автор и режиссер той легендарной программы Приморского телевидения и радиовещания Роза Салюк остается верна темам добра, любви, трепетного отношения к прошлому.
Телевизионные передачи, затрагивающие проблемы и радости семьи, всегда были привлекательны для зрителей. На памяти приморцев дивная передача «Ты плюс Я», в основе которой были увлекательные конкурсы для молодоженов. На заре своей популярности она была признана лучшей телепередачей на Всесоюзном телевизионном фестивале в Кишиневе, награждена званием лауреата Приморского комсомола. Сегодня автор и режиссер той легендарной программы Приморского телевидения и радиовещания Роза Салюк остается верна темам добра, любви, трепетного отношения к прошлому. На канале «Восток»-ТВ в соавторстве с Сергеем Крашенинниковым она вновь дарит нам возможность заглянуть в самые сокровенные уголки своей души... Настоящая профессионалка, вырастившая не одно поколение звездных «телевизионщиков», Роза Илларионовна опять готова подставить свое плечо талантливому коллеге, во всем и всегда работая на равных.
Роза: Вообще, надо отдать должное находчивости Сергея, способного не растеряться на эфире в любой ситуации, его неиссякаемому фонтану идей. Помню, на заре своей телевизионной деятельности не жаловалась на отсутствие фантазии, но такой каскад мне и не снился.
Сергей: Роза Илларионовна скромничает!
Роза: Разговор сейчас о тебе. Так вот, идеи его нередко утопичны, но удивительно привлекательны для воплощения. А главное, в заначке всегда еще штук десять припасено. Специалисты говорят, что если за год у вас получилась хотя бы одна передача, которой вы остались довольны, – это прекрасно. Нереализованных задумок всегда больше.
- Полагаю, что программу «Это было недавно» вы относите к удавшимся проектам?
Сергей: Это просто кайф! Весь процесс - от предварительного разговора с будущими героями до последнего отснятого кадра.
Роза: Когда Сережа изложил основную идею, такую простую по форме, по технологии, мы не предполагали, что она так нас захватит, вызовет такой резонанс у зрителей. За что я благодарна Сергею, так это за то, что сейчас стала работать в новом качестве. В свое время на ПТР я работала режиссером. У меня была крепкая команда редакторов: Виктория Подлесная, Ольга Мальцева, Галина Самигулина. У каждой был четкий круг обязанностей. Сережа сделал из меня свободного художника, полностью разрушив привычные рамки телепрофессий.
- И швец, и жнец, и на дуде игрец…
Роза: Что-то в этом роде. Вообще-то, если говорить честно, наша передача - она вторична. То, что делал когда-то Габрилович - «Кино моего детства», «Дворы моего детства», «Цирк моего детства» - меня всегда цепляло за живое. Но это было кино, сделанное рукой великого мастера. Мы на такие масштабы не замахиваемся, хотя сентиментальности, какой-то пронзительности, задушевности в нашей передаче хватает.
Сергей: Для меня «Это было недавно» - продолжение моего же «ранешнего» проекта «Скажите, пожалуйста». Мне показалось, что эта тема уже исчерпала себя. И захотелось сделать передачу немного о другом, чтобы люди доставали из сундуков старые платья, фотографии из семейных архивов, ворошили свое доброе прошлое. У нее и название было иное «Семейный альбом».
- Но у народа не оказалось сундуков?
Сергей: Да все у людей есть, это у меня просто не хватало бы времени так подробно работать с каждым героем передачи: давай-ка, братец, об этом, покажи то и это. Зацепить тем восемь, чтобы получился полноценный цикл с подробным изучением содержимого сундуков, и все это за один час – нереально. Никакой производительности. Ведь я еще и снимаю сам. Нет ничего более живого, чем живые воспоминания. Ведь после этих передач дети спрашивают родителей: “А вы что, правда, сдавали макулатуру, чтобы за талон книжки покупать, а модные вещи были только на базаре под названием «барахолка»?”. В обыденной жизни эти вопросы прежде не возникали.
Роза: И участники передачи, и зрители говорят о ней, используя одно прилагательное – ДОБРАЯ передача. Хотя нам всем свойственно идеализировать свое прошлое, но куда деваться, если, даже вспоминая о трудностях, люди говорят, что все-таки это было прекрасное время.
Сергей (шутливым голосом): Это - абсолютно семейная передача, и создана она для того, чтобы у граждан было лучше пищеварение и здоровый сон! Вот!
- Участники передачи не случайные люди?
Хором: Случайные!
Сергей: Но из достаточно близкого нам круга: бывшие коллеги, школьные друзья, брат соседа, мамина приятельница и так далее. Мы постоянно, предваряя передачу, даем номер пейджера, чтобы обращались желающие стать участниками “Это было недавно”. Вот приглашаем и тебя поучаствовать в нашем проекте. Согласна?
- Не возражаю! За время работы над передачей происходили какие-то открытия?
Сергей: Маленькие открытия происходят в разговоре с каждым новым героем. Мы уже забыли многие подробности быта того времени. И каждое такое воспоминание вызывает бурю эмоций: ба! Да ведь это так и было! Сергей Литус в одной из передач вспоминал, как маленьким мальчиком частенько торчал за прилавком вместе со своей мамой, работающей продавщицей. Из плотной коричневой бумаги мама очень ловко сворачивала кульки для бакалейной продукции. И на меня накатили воспоминания и запахи скромненьких гастрономов того времени с селедкой в тазике, с колбасой, завернутой в ту самую бумагу. Вспомнил и себя подростком с банкой под развесную сметану в сетчатой авоське. Другой зритель сделает свое открытие, оттолкнувшись от чьих-то воспоминаний. Главное, что все эти сентиментальные нюансы исходят от Розы Илларионовны. Она - чудный режиссер, и я никогда не лезу со своими советами. Хотя некоторые вещи вижу иначе.
Роза: Мы находим повод поспорить! Отснятого материала бывает много, и весь этот отбор напоминает такое плетение монисточка. И хочется, чтобы состояло оно не из стекляшек, а из жемчужинок. Только Сергей в одном видит жемчуг, а я в другом.
Сергей: Вот в таком противоречии и рождается истина!
Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»